Урок: Чардье̄ (семья)

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

Коротких Г.В., Ким А.А. Уроки по языку шёшкупов, стр. 15-20.
Модули для запоминания слов из текста: рус-шёш, шёш-рус.

Слова

Имена существительные

нэ̄м                        имя

ляӷа́                       друг

чардье̄                     семья, родня

та́быт а́зыт           его отец

мат азе́м                 мой отец

та́быт а́выт          его мать

мат аве́м                моя мать

ара́                        дед, старик

пая́га, пая́              жена, бабушка, старуха

нення́                      сестра

темня́                      брат

о̄ӷолҗэмбыди̇ налӄу́п        учительница

ӄвӭ̄лчынди̇ ӄуп              рыбак

ма̄тӄи̇ налӄу́п               домохозяйка

сӧ̄дешпынди̇ налӄу́п          швея

поӄӄ                       сеть

ӄа̄р                        морда (ловушка)

няй                        хлеб

шоӷо́р                      печь

кӣд                        кузов

коҗа́                       мешок

кала́                       чашка

ма̄т шуньдь                 комната

о̄ӷолҗэ̄шпи̇ ма̄т шуньдь       класс

Имена прилагательные

ара́мба                    старый

о́рсуй                       сильный

тӣр                           полный

Глаголы

о̄ӷолҗэ̄шпыгу      учиться

ӯдигу             работать

на̄дыргу           любить

ӯргу              плавать, купаться

ӄвадымбыгу́        попадать в сеть, ловушку

по̄дэшпыгу         готовить

этре́шпыгу         варить

сӧ̄дэшпыгу         шить

ме̄гу              делать

то̄рныгу           читать

нагре́шпыгу        писать

пялдымбыгу́        помогать

то́голдэшпыгу     считать

вадэ̄шпыгу         собирать (ягоду)

парӷле̄шпыгу       доить

тя́дыгу            затопить печь

ниӈгле̄шпыгу       ощипывать, раздевать

ӄваптыгу́         прясть

тявтыгу́           сучить

чаго́ргу           сушить

свя̄рмыгу          вязать

ка́дышпыгу         чистить рыбу, скрести

мӧ̄лҗэшпыгу        мыть, стирать

Грамматика

Имя существительное

           Дательно-направительный падеж для неодушевлённых существительных отвечает на вопросы «куда?», «к чему?», «на что?», «во что?» и образуется с помощью суффикса -нд/-ӷынд/-ты, например:

Дательно-направительный падеж для одушевлённых существительных отвечает на вопросы «куда?», «к кому?» «кому?» и образуется с помощью суффиксов -ни̇/-не, например:

           Имена существительные могут образовывать лично-притяжательные формы во всех падежах. При переводе таких форм добавляется слово «мой/твой/его/свой»: аве́м — моя мать (ав — мать); нення́нднан — у моей сестры (нення́ — сестра); мат ма̄домд мерымба́м — я свой дом продал.

           В именительном падеже добавляются суффиксы -м/-л/-т:

аз — отец; азе́м — мой отец; азе́л — твой отец; а́зыт — его/её отец.

           В родительном падеже добавляется суффикс -нд: азе́нд а́ндыт — лодка моего отца (буквально отца-моего лодка-его).

           В винительном падеже добавляется суффикс -мд: мат ма̄домд мерымба́м — я свой дом продал. В остальных падежах перед окончанием добавляется суффикс -нд-. Полностью таблицу лично-притяжательного склонения см. на стр. 38.      

Имя прилагательное

           Некоторые селькупские прилагательные могут образовываться от разных форм существительных и глаголов. Прилагательные, образованные от существительных добавляют суффикс -и/-и̇/-й, например: ма́ди — таёжный (мадь — тайга), ма́тки — домашний (ма̄тӄыт — в доме, форма местно-временного падежа с вопросом «где?»).

           От существительных также могут образовываться прилагательные обладания. Такие прилагательные отвечают на вопрос «имеющий что?» и образуются с помощью суффикса -суй/-зуй/-зей, например: а̄мдызей — рогатый (а̄мд — рога), орсу́й — сильный (ор — сила), танзу́й — умный (тан — ум). Прилагательные необладания отвечают на вопрос «не имеющий чего?» и образуются с помощью суффикса -гыди̇/-годи̇л/-ӷӭдӭл, например нэ́мгыди̇ — безымянный (нэм — имя), ӄо̄ӷӭдӭл, ӄо̄гыди̇ — глухой (ӄо̄ — уши, ухо).

Причастие

           От глаголов могут образовываться причастия, например: о̄ӷолҗэшпи̇ ма̄т — школа (дом, где учат), о̄ӷолҗэмбыди̇ ӄуп — учитель (учащий человек), о̄ӷолҗэмбынди̇ ӄуп — ученик (учащийся человек).

Глагол

           Продолжительное действие (не одномоментное) выражается в глаголе с помощью суффикса -шп-/-э̄шп-/-е̄шп-, например: таб па́ып сале̄шпыс — он нож точил (сале̄шпыгу — точить, салгу́ — наточить), таб сва̄к о̄ӷолҗэ̄шпа — он хорошо учится (о̄ӷолҗэ̄шпыгу — учиться, о̄ӷолҗыгу — научиться, привыкнуть).

Текст

Чардье̄ (тяптэ̄ шё̄шӄуй ӄӯлат тя̄т)

Семья (рассказ о селькупах)

1.           На манна̄ни̇ ляӷа́ Ӣбо э̄я. Таб сомбла́мҗэ̄ли о̄ӷолҗэ̄шпи̇ ма̄т шуньде̄ӷыт о̄ӷолҗэ̄шпа. Таб сва̄к о̄ӷолҗэ̄шпа.

2.           На та́быт чардье̄ла э̄ят. На та́быт а́зыт э̄я. Та́быт нэ̄м Ляго́р э̄я. Таб ӯдинди̇ ӄуп э̄я. Таб стро́йӄыт кундо́к ӯдя. Наття̄т таб варка́.

3.           На та́быт а́выт э̄я. Та́быт нэ̄м Эле́нса э̄я. Таб о̄ӷолҗэмбыди̇ налӄу́п э̄я. Таб о̄ӷолҗэ̄шпи̇ ма̄тӄыт ӯдя. Кыба́мыла та́бып на̄дырнат. Таб сва̄ о̄ӷолҗэмбыди̇ налӄу́п э̄я о̄ӷолҗэ̄шпи̇ ма̄тӄыт. Ай ма̄тӄыт таб по̄дэшпа а́псып, таб армага́йп этре́шпат.

4.           На та́бын ара́ э̄я. Та́бын нэ̄м Лябо́ э̄я. Лябо́ сва̄ ӄвӭ̄лчынди̇ ӄуп э̄я. Табына́н поӄӄ ай ӄа̄р э̄я. Ӄа̄рӄыт квандла́ ӯрнат, по́ӄӄонд но̄дыла ӄвадымба́т. Таб ара́мба, ондо́ ара́га най о́рсуй э̄я. Ара́га ӄунда́ӄӄыт То̄пӄыт варка́. Таб То̄пӄынды табла́ни̇ кве̄динди̇ тэ̄домылап тадышпымба́т. Ара́га кяду́п ме̄шпындыт.

5.           На та́быт пая́гат э̄я. Та́бын нэ̄м Опто́тя э̄я. Таб ма̄тӄыт ӯдя, Опто́тя ма̄тӄи̇ налӄу́п э̄я. Таб но́блап свя̄рмешпат. Опто́тя сва̄ сӧ̄дешпынди̇ налӄу́п, таб налӄабо́рӷлап, ӄабо́рӷлап, пӱ́ммлап, коннэбо́рӷлап, пӧ́влап сӧ̄дэшпат. Пая́га няйп ме̄шпат, сы̄рлап парӷле̄шпат, квая́ӷыт па́ызэ ӄвӭ̄лп кадэ̄шпат, тэ̄домылап мӧ̄лҗэшпат, шоӷо́рп тя́дышпат, коннэрта́р ниӈгле́шпа, ӄваптышпа́, тявтышпа́, мӧ̄лҗэшпа, чаго́решпа ай свя̄рмешпа.

6.           На та́быт нення́т э̄я. Та́бын нэ̄м Анну́ка э̄я. Таб на̄гурумҗэ̄ли о̄ӷолҗэ̄шпи̇ ма̄т шуньде̄ӷыт о̄ӷолҗэ̄шпа. Таб сва̄к о̄ӷолҗэшпа. Таб сва̄ӄ то̄рна, нагре́шпа, то́голдэшпа.

7.           Тапте̄л таб ара́гани̇ на́грып нагре̄шпат. Анну́ка сва̄ӄ ай те̄к нагре̄шпат. Таб танзэ́ надэ́к э̄я. Таб лӭ̄рлап лӭ̄рымбат. Анну́ка аве́ӷынд пялдымба́т. Таб та́ыт ӄаптэ́п вадэ̄шпызат кӣдыт тӣр ай коҗа́т тӣр свӭ̄шӄып таӄӄылбат. Анну́ка пая́гаӷынд пялдымба́т. Таб кала́лап осто́лт па̄роӷындо то̄ ӣшпат ай нап ко̄разэ мӧ̄лҗэшпат.

Глагол: в конце слова: -а; -ат.

                           в середине слова: -шп-; -з-; -мб-.

Существительное:

                           в конце слова: -ла; -т (-н); -ӄыт (-ӷыт); -нан; -нд; -ни̇; -ӄынды (-ӷындо); -зэ;

                           в середине слова:  -ла-.

Прилагательное: в конце слова:  -и̇; -нди̇; -ди̇; -суй.

Числительное: в конце слова:  -мҗэ̄ли.

Семья

1.           Это мой друг Иван. Он учится в пятом классе. Он хорошо учится.

2.           Это его семья. Это его отец. Его имя Егор. Он рабочий. Он далеко на стройке работает. Там он живет.

3.           Это его мама. Её имя Елена. Она учительниц. Она в школе работает. Дети ее любят. Она хорошая учительница в школе. Но дома она готовит еду, она варит суп.

4.           Это его дедушка. Его имя Ефим. Ефим хороший рыбак. У него сеть и морда. Мордой ельцов ловит, сетью стерлядь добывает. Он старый, но еще сильный. Дедушка в далеком краю живет. Он оттуда им красивые вещи присылает. Дедушка набирки делает.

5.           Это его бабушка. Её имя Авдотья. Она дома работает, Авдотья – домохозяйка. Она рукавицы вяжет. Авдотья хорошая швея, она шьет платья, рубашки, шубы, чуни (чарки). Бабушка хлеб стряпает, корову доит, во дворе ножом рыбу чистит, вещи стирает, посуду песком чистит, печь топит, шерсть щиплет, прядёт, сучит, стирает, сушит и свяжет.

6.           Это его сестра. Её зовут Аней. Она в третьем классе в школе учится. Она хорошо читает, пишем, считает.

7.           Сегодня она дедушке письмо пишет. Аня хорошо и быстро пишет. Она умная девочка. Она поёт песни. Аня маме помогает. Она летом ягоду-смородину собирает полный кузов и сумку полную шишек собирает. Аня бабушке помогает. Она посуду со стола убирает и их моет с песком.

Комментарий

Набирка — берестяная ёмкость под ягоду.

Морда — небольшая плетёная ловушка для рыбы.

Задания

Найдите в тексте названия членов семьи и составьте семейное древо.

Ӭ̄җлап сарле́л — Соедини слова

нэ̄м

ляӷа

чардье̄

мат азе́м

мат аве́м

ара́

пая́га, пая́

нення́м

темня́м

жена, бабушка, старуха

моя сестра

мой брат

мой отец

моя мать

дед, старик

друг

семья, родня

имя

Выпиши из текста названия всех профессий

Ру́жый таре́дык кадле́л! (По-русски скажи!)

Таб сва̄к о̄ӷолҗэшпа. На та́быт а́зыт э̄я. Кыба́мыла та́бып на̄дырнат. Лябо́ сва̄ ӄвӭ̄лчынди̇ ӄуп э̄я. Опто́тя сва̄ сӧ̄дешпынди̇ налӄу́п э̄я. Анну́ка сва̄ӄ ай те̄к нагре̄шпат. Анну́ка пая́гани̇ пялдымба́т.

Шё̄шӄуй таре̄дык ӭҗа́лгленд! (По-селькупски скажи!)

Это мой друг Иван. Это его отец. Его имя Егор. Он рабочий. Это его мама. Её имя Елена. Она учительница. Ефим хороший рыбак. У него сеть и морда. Бабушка хлеб стряпает. Сестра хорошо читает, пишет, считает.

Табла́н нэ̄мла ӄанду́й э̄ят? Как их зовут?

манна̄ни̇ ляӷа́нд нэ̄м_______________ э̄я

та́быт а́зынд нэ̄м ___________________ э̄я

а́выт нэ̄м _____________________________ э̄я

ара́н нэ̄м _____________________________ э̄я

пая́гат нэ̄м ___________________________ э̄я

нення́т нэ̄м ___________________________ э̄я

Вставь подходящие слова в винительном падеже

Ара́га _____________________________ ме̄шпындыт.

Опто́тя ___________________, ____________________, __________________ сӧ̄дэшпат.

Анну́ка ара́гани̇ _____________ нагре̄шпат.

Анну́ка _____________________ лӭ̄рымбат.

Анну́ка та́ыт _______________ вадэ̄шпызат.

Задай вопрос своему партнёру

(модель ответа: манна̄ни̇ нэ̄м __________ э̄я)

Тан нэ̄м ӄанду́й э̄я? Танна̄ни̇ а́выт нэ̄м ӄанду́й э̄я? Танна̄ни̇ а́зын нэ̄м ӄанду́й э̄я? Танна̄ни̇ нення́т нэ̄м ӄанду́й э̄я? Танна̄ни̇ темня́т нэ̄м ӄанду́й э̄я?

Кто кому помогает?

Модель: Таб _______-ӷынд пялдымба́т.

Анну́ка __________________пялдымба́т.

Ӣбо ______________________пялдымба́т.

Опто́тя __________________пялдымба́т.

Ляго́р ___________________пялдымба́т.

Лябо́ ____________________ пялдымба́т.

Слова для выбора: пая́гаӷынд, аве́ӷынд, ара́ӷынд, нення́ӷынд, а́зыӷынд.

Кто кому пишет письмо? Код ко́дни на́грып нагре̄шпат?

Ӣбо ара́гани̇
Анну́ка
Опто́тя
ара́га
Ляго́р
манна̄ни̇ ляӷа́

Диалог

— Торо́ва, ляӷа́! Ӄанду́к таштып нэ̄мдыӄват?

— Ма́шэп Пятро́ нэ̄мдыӄват. Манна́ни̇ шё̄шӄуй нэ̄м Пятро́ э̄я, манна́ни̇ ру́жый нэ̄м Пётр э̄я.

— Тат код э̄янд?

— Мат ӄвӭ̄лчынди̇ ӄуп э̄як. Ӄанду́к та́штып нэ̄мдыӄват?

— Мат Ни́нҗа э̄як. Мат о̄ӷолҗэмбыди̇ налӄу́п э̄як.

— Праша́йчынд, Ни́нҗа.