Нарымский диалект

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

Скачать (XLSX): Яндекс Диск | Twirpx

Фонетика и графика

Алфавит

Аа (А̄а̄) Ӓӓ (Ӓ̄ӓ̄) Бб Вв Гг Ӷӷ Дд Ее (Е̄е̄) Ёё (Ё̄ё̄) Жж Җҗ Зз Ии (Ӣӣ) и̇ (и̇̄) Йй Кк Ӄӄ Лл Мм Нн ӈ Оо (О̄о̄) Ӧӧ (Ӧ̄ӧ̄) Пп Рр Сс Тт Уу (Ӯӯ) Ӱӱ (Ӱ̄ӱ̄) Фф Хх ӽ Цц Чч Ҷҷ Шш Щщ ъ Ыы (Ы̄ы̄) ь Ээ (Э̄э̄) Юю (Ю̄ю̄) Яя (Я̄я̄)
Всего 57 букв (43, если не считать долгие гласные).

Ударение

В многосложных селькупских словах принято ставить ударение. Ударение может не ставиться:

а) если существуют разные варианты постановки для одного слова (логе́ ~ ло́ге),

б) если нет уверенности в правильной постановке,

в) в стихотворных текстах при нарушении ударения ритмом,

г) если в слове есть долгий гласный (он всегда ударный).

Имя существительное

Число

Единственное Двойственное: -лаӷ, -ӷ, -сэӷ Множественное -ла, реже -лат, -т, -сэт
анд лодка


тэбня‌ брат

áндлаӷ две лодки


тэбня‌сэӷ два брата

áндлат лодки


тэбня‌сэт братья

-сэӷ, -сэт используется для обозначения родственников.

Падеж

Падежи Вопросы Окончание
Родительный Кого? Чего? Какой? Чей?
Винительный Кого? Что? -п
Дательно-направительный I Куда? К чему? (для неодуш.) -нд
Дательно-направительный II Куда? К кому? За кем? (для одуш.)
Местно-временной Где? В чём? (для неодуш.) -ӷэт, -ӄэт
Местно-личный У кого? (для одуш) -нан
Исходно-продольный От, из, вдоль кого/чего? По кому/чему? -эутэ, -утэ
Орудийно-совместный Кем? Чем? С кем? С чем? -ӽе,-хе
Лишительный Без кого? Без чего? -галк, калк
Назначительно-превратительный Для, из-за, ради кого/чего? За чем? О ком, о чём? -тӄо

Глагол

Настоящее время

Единственное число Двойственное число Множественное число
субъектное спр. объектное спр.
1 лицо -ак «я» -ам «я» -ай «мы двое» -аут «мы»
2 лицо -анд «ты» -ал «ты» -али «вы двое» -алт «вы»
3 лицо «он, она, оно» -ат «он, она, оно» -аӷ «они двое» -адэт, -ат «они»


Субъектное спряжение лэ́ргу Объектное спряжение варгу́
мат лэ́рак "я пою" мат вара́м "я держу"
тат лэ́ранд "ты поёшь" тат вара́л "ты держишь"
таб лэ́ра "он, она поёт" таб вара́т "он, она держит"
ми лэ́рай "мы двое поём" ми вара́й "мы двое держим"
ти̇ лэ́рали "вы двое поёте" ти̇ вара́ли "вы двое держите"
табья́ лэ́раӷ "они двое поют" табья́ вара́ӷ "они двое держат"
ми лэ́раут "мы поём" ми вара́ут "мы держим"
ти̇ лэ́ралт "вы поёте" ти̇ вара́лт "вы держите"
табла́ лэ́радэт "они поют" табла́ вара́дэт "они держат"


Прошедшее время

Единственное число Двойственное число Множественное число
субъектное спр. объектное спр.
1 лицо -ӽак «я» -ӽам «я» -ӽай «мы двое» -ӽаут «мы»
2 лицо -ӽанд «ты» -ӽал «ты» -ӽали «вы двое» -ӽалт «вы»
3 лицо -ӽа, -ӽы, -ы «он, она, оно» -ӽат, -ӽыт, -ыт «он, она, оно» -ӽаӷ «они двое» -ӽадэт, -ӽат «они»


Субъектное спряжение лэ́ргу Объектное спряжение варгу́
мат лэ́рӽак "я пел" мат варэӽа́м "я держал"
тат лэ́рӽанд "ты пел" тат варэӽа́л "ты держал"
таб лэ́рӽа, лэ́ры "он пел, она пела" таб варэӽы́т, вары́т "он держал, она держала"
ми лэ́рӽай "мы двое пели" ми варэӽа́й "мы двое держали"
ти̇ лэ́рӽали "вы двое пели" ти̇ варэӽа́ли "вы двое держали"
табья́ лэ́рӽаӷ "они двое пели" табья́ варэӽа́ӷ "они двое держали"
ми лэ́рӽаут "мы пели" ми варэӽа́ут "мы держали"
ти̇ лэ́рӽалт "вы пели" ти̇ варэӽа́лт "вы держали"
табла́ лэ́рӽадэт "они пели" табла́ варэӽа́дэт "они держали"


Будущее время

Единственное число Двойственное число Множественное число
субъектное спр. объектное спр.
1 лицо -лаге «я» -лебе «я» -лай «мы двое» -лут «мы»
2 лицо -лендэ «ты» -ле «ты» -ли «вы двое» -лалт «вы»
3 лицо -ла «он, она, оно» -ладэ, -лдэ «он, она, оно» -лаӷ «они двое» -ладэ, -лдэ «они»


Субъектное спряжение лэ́ргу Объектное спряжение варгу́
мат лэ́рлаге "я буду петь" мат варле́бе "я буду держать
тат лэ́рлендэ "ты будешь петь" тат варле́ "ты будешь держать"
таб лэ́рла "он, она будет петь" таб варла́дэ, варэлдэ́ "он, она будет держать"
ми лэ́рлай "мы двое будем петь" ми варла́й "мы двое будем держать"
ти̇ лэ́рли "вы двое будете петь" ти̇ варли́ "вы двое будете держать"
табья́ лэ́рлаӷ "они двое будут петь" табья́ варла́ӷ "они двое будут держать"
ми лэ́рлут "мы будем петь" ми варлу́т "мы будем держать"
ти̇ лэ́рлалт "вы будете петь" ти̇ варла́лт "вы будете держать"
табла́ лэ́рладэ "они будут петь" табла́ варла́дэ "они будут держать"


Повелительное наклонение

Местоимение Субъектное спряжение Объектное спряжение
тат "ты" важле́нд, важэ́ш "вставай" тавле́л "купи"
таб "он, она" важи́ "пусть встанет" тави́мд "пусть купит"
ти̇ "вы двое" важли́ "встаньте вы двое" тавли́ "купи́те вы двое"
табья́ "они двое" важи́яӷ "пусть они двое встанут" тави́яӷ "пусть они двое купят"
ти̇ "вы" важэ́лт "встаньте" тавэ́лт "купи́те"
табла́ "они" важи́ят "пусть они встанут" тави́ямд "пусть они купят"

Желательное наклонение

Субъектное спряжение ӱпоҗегу "отправиться" Объектное спряжение ӄватку́ "добыть"
мат ӱпоҗенҗак "я хочу отправиться" мат ӄваҷа́м "я хочу добыть"
тат ӱпоҗенанҗ "ты хочешь отправиться" тат ӄваҷа́л "ты будешь держать"
таб ӱпоҗенҗа "он, она хочет отправиться" таб ӄваҷа́т "он, она будет держать"
ми ӱпоҗенҗай "мы двое хотим отправиться" ми ӄваҷа́й "мы двое будем держать"
ти̇ ӱпоҗенҗали "вы двое хотите отправиться" ти̇ ӄваҷа́ли "вы двое будете держать"
табья́ ӱпоҗенҗаӷ "они двое хотят отправиться" табья́ ӄваҷа́ӷ "они двое будут держать"
ми ӱпоҗенҗаут "мы хотим отправиться" ми ӄваҷа́ут "мы будем держать"
ти̇ ӱпоҗенҗалт "вы хотите отправиться" ти̇ ӄваҷа́лт "вы будете держать"
табла́ ӱпоҗенҗадэт "они хотят отправиться" табла́ ӄваҷа́дэт "они будут держать"

Сослагательное наклонение

Субъектное спряжение о́ӷолҗэгу "научиться" Объектное спряжение пяргу́ "поджарить"
мат о́ӷолҗэнэк "я бы научился" мат пярнэ́м "я бы поджарил"
тат о́ӷолҗэнэнд "ты бы научился" тат пярнэ́л "ты бы поджарил"
таб о́ӷолҗэнэ "он бы научился, она бы научилась" таб пярнэ́т "он бы поджарил, она бы поджарила"
ми о́ӷолҗэнэй "мы двое научились бы" ми пярнэ́й "мы двое поджарили бы"
ти̇ о́ӷолҗэнэли "вы двое научились бы" ти̇ пярнэ́ли "вы двое поджарили бы"
табья́ о́ӷолҗэнэӷ "они двое научились бы" табья́ пярнэ́ӷ "они двое поджарили бы"
ми о́ӷолҗэнэут "мы научились бы" ми пярнэ́ут "мы поджарили бы"
ти̇ о́ӷолҗэнэлт "вы научились бы" ти̇ пярнэ́лт "вы поджарили бы"
табла́ о́ӷолҗэнэт "они научились бы" табла́ пярнэ́дэт "они поджарили бы"