Лоз / Чёрт

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сказки и рассказы селькупки Ирины. Книга 2, с. 32.
Лоз / Чёрт Рассказчик: Мулин Дмитрий Николаевич Записала: Пелих Г.И. Время и место записи: лето 1953 г., ю. Напас, р. Тым Опубликовано: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972. С. 336-337

Чомбе́к / По строкам

Ми аҗӓ́о́ӄӄэр бар хӓӈӷэл ӄу́лап пы́ршиновский маҗӧ́ӷэт чвэ́дэмбат. Наш отец однажды материкового человека в пыршиновской тайге встретил.
Ӄвэ́сса таб Нюле́рдованд, ӄа́йгэт Пыршины варгыӽа́дэт. Поехал он в Нюлердово, где Пыршины жили.
Перля́конд пеле́кашаӈ ста́нцият ӄвэ́нба, удрэмба́ шэ́кэгу пырг тыды́лаӷэт. За Перляк полстанции проехал, остановился ночевать в высоком кедраче.
Пельҗӧ́мб та́бэт ка́нак му́дэшпы, ай ӄо́д-то ӄвая́шпы нача́т. Всю ночь его собака лаяла, и ктото ходил там.
Таб тӓрбыӽа́, ӄорӷ ӄвая́шпа. Он думал, медведь ходит.
Ӄарт манэмбы́т — ӄа́йлнай ватт ча́ӈгва. Утром посмотрел — никаких следов нет.
Омби́ челд важэмба́, ҷа́җа та́бэн хӓӈӷэл ӄуп маҗӧ́утэ. Только солнце взошло, идёт к нему материковый человек из леса.
Ӄуп — ӄанду́к ӄуп. Человек — как человек.
Аҗӓ́ā тӓну́ӽыт, ӄод ныльҗи́ э̄ӽа, а на э̄ӽа Лоз. Отец не знал, кто такой был, а это был Чёрт.
Таб шэ́рӽыт куфа́йкап, пӱм, оло́ӷонд шэ́рбат ӱгоп — онҗ ā варг э̄ӽа. Он надел фуфайку, брюки, на голову надел шапку — сам был небольшого роста.
Аҗӓ́та́бэн ҷэ́нҷа: «Омдле́нд, массэ́ а́мдэҗьленд». Отец говорит: «Садись, со мной посиди».
Табэна́н олт кача́заҷа, онҗ лаква́ҷа. У него голова качается, сам смеётся.
Каче́ и́ӽыт ай кыӷе́нд адэлҗэмба́т. Потом взял и на реку показал.
Ӄвэ́тэмба аҗӓ́ӱдонд манэмбэгу́ — ӄа́йнай ā ӄонҗэрны́т. Стал отец на воду смотреть — ничего не видит.
Пи́гылба, ӄуп ча́ӈгва — ӱрре́җемба. Оглянулся, человека нет — потерялся.
Ватт най шӱнемба́. И следы потерялись.
Кана́к нынд э̄ӽы ай ā му́ды. Собака тут была и не лаяла.
Аҗӓ́ундо́ чайм ā пӧ́дышпыӽыт, ӄвэ́сса чек на ҷвэ́ҷэутэ. Отец даже чай не стал греть, пошёл скорее с этого места.
Каче́ кадэ́шпыӽыт вес пыршиновской аҗӱкан, а таб ҷэ́нҷа: «На ми хӓ ́ ӈӷэл ӄуп э̄ӽа. Ӄа́йӷэт тат шэ́кэӽал, нача́ӷэт ā кунда́ӄӄэт кыӷе́т кӧ́ӷэт та́бэт ҷвэҷ, нача́т тэ́домыла ко́чек эдэмба́». Потом рассказал всё пыршиновской бабушке, она говорит: «Это наш материковый человек был. Где ты ночевал, там недалеко у реки его место, там товару полно навешено».
«Ҷа́җленд, — ҷэ́нҷа, — эдле́л тэ́дом о́ӄӄэр ме́трап, аӄӄо́ ӄошка́лк тэ́ка э̄җьла». «Иди, — говорит, — повесь товара один метр, а то плохо тебе будет».
Ӄвэ́сса таб, эдэмба́т това́роп понд. Отправился он, повесил товар на дерево.
Нача́ӷындо на ӄуп аҗӓ́ā ӄонҗэрӽы́т, куша́к ху́руп начи́ӷэт ā квадэ́шпимд. С той поры этого человека отец не видал, сколько он там не промышлял.
Уго́т Ло́зла оӄӄэрни̇́кыбама́рлап твэ́лэмбыӽадэт. Раньше черти часто детей воровали.
Кужа́т эльма́т кыбы́льҗига, штоп та́бэп ā и́ӽадэт ло́зла, на́да та́бэн чӧбо́нд (опи́лкат ы́лонд) па́эп пангу́ та́бэт кӧнд. Пока ребёнок маленький, чтобы его не забрали черти, надо ему в зыбку (под опилки) нож под бок положить.
Лоз чӧко́льҗла па́эн ай эльма́доп ā и́лдэ. Чёрт наколется о нож и ребёнка не возьмёт.
Лоз кыга́ и́гу ӄут эльма́доп, онҗ ло́зликап чӧбо́нд пангу́. Чёрт может взять человеческого ребёнка, своего чертёнка в зыбку положить.
На ло́злика, ӄо́доп панба́дэт чӧбо́нд, оӄӄэрни̇́ӄе́ӄӄэлҗла, аӽа́ орве́шпла. Тот чертёнок, которого положили в зыбку, постоянно будет мучиться, и не будет расти.
Компас э̄дэт кӧ́ӷэт э̄я тэ́бэл ӄа́га. Возле Компаса есть старое кладбище.
Нача́т нул ҷвэҷ ā ӄунда́ӄӄэт э̄я. Там и святое место недалеко есть.
Ӄужа́т нача́т ҷа́җанд, оӄӄэрни̇́на́да та́ргу ӄо́ссэп, ā та́рлендэ — фа элахва́т ā э̄җьла танна́н. Если там едешь, всегда надо подарок дарить, не подаришь — счастья не будет у тебя.
Ӄужа́т нача́т калгу́ шэ́кэгу — оӄӄэрфа́ӄ тӓнэ́тэмблендэ. Если там остаться ночевать — постоянно чудится.
Нача́т э̄я ӄыл. Там есть яма.
Хаҷме́к та́бэп когу́. Трудно её найти.
Уру́к ко́ол ӄыл, ыл ā коле́ндэ. Очень глубокая яма, дна не достать.
Нача́ӷэутэ кек пырг ӄуп ҷанҗэ́шпа. Оттуда очень высокий человек выходит.

Чу́мэл җӓре́

Ми аҗӓ́о́ӄӄэр бар хӓӈӷэл ӄу́лап пы́ршиновский маҗӧ́ӷэт чвэ́дэмбат. Ӄвэ́сса таб Нюле́рдованд, ӄа́йгэт Пыршины варгыӽа́дэт. Перля́конд пеле́кашаӈ ста́нцият ӄвэ́нба, удрэмба́ шэ́кэгу пырг тыды́лаӷэт. Пельҗӧ́мб та́бэт ка́нак му́дэшпы, ай ӄо́д-то ӄвая́шпы нача́т. Таб тӓрбыӽа́, ӄорӷ ӄвая́шпа. Ӄарт манэмбы́т — ӄа́йлнай ватт ча́ӈгва. Омби́ челд важэмба́, ҷа́җа та́бэн хӓӈӷэл ӄуп маҗӧ́утэ. Ӄуп — ӄанду́к ӄуп. Аҗӓ́ā тӓну́ӽыт, ӄод ныльҗи́ э̄ӽа, а на э̄ӽа Лоз. Таб шэ́рӽыт куфа́йкап, пӱм, оло́ӷонд шэ́рбат ӱгоп — онҗ ā варг э̄ӽа. Аҗӓ́та́бэн ҷэ́нҷа: «Омдле́нд, массэ́ а́мдэҗьленд». Табэна́н олт кача́заҷа, онҗ лаква́ҷа. Каче́ и́ӽыт ай кыӷе́нд адэлҗэмба́т. Ӄвэ́тэмба аҗӓ́ӱдонд манэмбэгу́ — ӄа́йнай ā ӄонҗэрны́т. Пи́гылба, ӄуп ча́ӈгва — ӱрре́җемба. Ватт най шӱнемба́. Кана́к нынд э̄ӽы ай ā му́ды. Аҗӓ́ундо́ чайм ā пӧ́дышпыӽыт, ӄвэ́сса чек на ҷвэ́ҷэутэ. Каче́ кадэ́шпыӽыт вес пыршиновской аҗӱкан, а таб ҷэ́нҷа: «На ми хӓ ́ ӈӷэл ӄуп э̄ӽа. Ӄа́йӷэт тат шэ́кэӽал, нача́ӷэт ā кунда́ӄӄэт кыӷе́т кӧ́ӷэт та́бэт ҷвэҷ, нача́т тэ́домыла ко́чек эдэмба́». «Ҷа́җленд, — ҷэ́нҷа, — эдле́л тэ́дом о́ӄӄэр ме́трап, аӄӄо́ ӄошка́лк тэ́ка э̄җьла». Ӄвэ́сса таб, эдэмба́т това́роп понд. Нача́ӷындо на ӄуп аҗӓ́ā ӄонҗэрӽы́т, куша́к ху́руп начи́ӷэт ā квадэ́шпимд. Уго́т Ло́зла оӄӄэрни̇́кыбама́рлап твэ́лэмбыӽадэт. Кужа́т эльма́т кыбы́льҗига, штоп та́бэп ā и́ӽадэт ло́зла, на́да та́бэн чӧбо́нд (опи́лкат ы́лонд) па́эп пангу́ та́бэт кӧнд. Лоз чӧко́льҗла па́эн ай эльма́доп ā и́лдэ. Лоз кыга́ и́гу ӄут эльма́доп, онҗ ло́зликап чӧбо́нд пангу́. На ло́злика, ӄо́доп панба́дэт чӧбо́нд, оӄӄэрни̇́ӄе́ӄӄэлҗла, аӽа́ орве́шпла. Компас э̄дэт кӧ́ӷэт э̄я тэ́бэл ӄа́га. Нача́т нул ҷвэҷ ā ӄунда́ӄӄэт э̄я. Ӄужа́т нача́т ҷа́җанд, оӄӄэрни̇́на́да та́ргу ӄо́ссэп, ā та́рлендэ — фа элахва́т ā э̄җьла танна́н. Ӄужа́т нача́т калгу́ шэ́кэгу — оӄӄэрфа́ӄ тӓнэ́тэмблендэ. Нача́т э̄я ӄыл. Хаҷме́к та́бэп когу́. Уру́к ко́ол ӄыл, ыл ā коле́ндэ. Нача́ӷэутэ кек пырг ӄуп ҷанҗэ́шпа.

По-русски

Наш отец однажды материкового человека в пыршиновской тайге встретил. Поехал он в Нюлердово, где Пыршины жили. За Перляк полстанции проехал, остановился ночевать в высоком кедраче. Всю ночь его собака лаяла, и ктото ходил там. Он думал, медведь ходит. Утром посмотрел — никаких следов нет. Только солнце взошло, идёт к нему материковый человек из леса. Человек — как человек. Отец не знал, кто такой был, а это был Чёрт. Он надел фуфайку, брюки, на голову надел шапку — сам был небольшого роста. Отец говорит: «Садись, со мной посиди». У него голова качается, сам смеётся. Потом взял и на реку показал. Стал отец на воду смотреть — ничего не видит. Оглянулся, человека нет — потерялся. И следы потерялись. Собака тут была и не лаяла. Отец даже чай не стал греть, пошёл скорее с этого места. Потом рассказал всё пыршиновской бабушке, она говорит: «Это наш материковый человек был. Где ты ночевал, там недалеко у реки его место, там товару полно навешено». «Иди, — говорит, — повесь товара один метр, а то плохо тебе будет». Отправился он, повесил товар на дерево. С той поры этого человека отец не видал, сколько он там не промышлял. Раньше черти часто детей воровали. Пока ребёнок маленький, чтобы его не забрали черти, надо ему в зыбку (под опилки) нож под бок положить. Чёрт наколется о нож и ребёнка не возьмёт. Чёрт может взять человеческого ребёнка, своего чертёнка в зыбку положить. Тот чертёнок, которого положили в зыбку, постоянно будет мучиться, и не будет расти. Возле Компаса есть старое кладбище. Там и святое место недалеко есть. Если там едешь, всегда надо подарок дарить, не подаришь — счастья не будет у тебя. Если там остаться ночевать — постоянно чудится. Там есть яма. Трудно её найти. Очень глубокая яма, дна не достать. Оттуда очень высокий человек выходит.