Кве — Берёза

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кве

Современный язык нарымских селькупов, стр. 112-113.
Кве — Берёза
Грузинская Нина Николаевна, Колпашево

Чомбе́к / По строкам


Кве, тыды́к ай тӧв – нул по̄ла чумэлгу́ланан э̄ят.

Берёза, кедр и лиственница – священные деревья у селькупов.

Чумэлгу́ла квеп на́дэрӽадэт че́лэнбэдэл по̄т таре́, на че́лдэт, нутпа́рэт ай элт по̄ э̄я.

Селькупы берёзу любили, как светлое дерево, связанное с солнцем, небом, жизнью.

Ир ҷэ́нҷэӽадэт, ӄай ӄуп квет та̄ккэутэ че́лэмба.

Раньше говорили, что человек из развилки берёзы родился.

Тапо́т нап аулҗэмба́дэт, ундо́ кве́нэл та̄ккэп ну́ваӷэт ме̄шпэмбадэт.

Ныне это забыли, но берёзовую развилку в шаманском бубне делают.

Чумэлгу́ла ҷэ́нҷэӽадэт, ӄай та́мэл пеле́каӷэт э́лындэл пая́т ма̄т э̄я.

Селькупы говорили, что на южной стороне дом жизненной старухи есть.

Кве элп квэ́тэмбат, на таб эльма́дэн твеп о́ӄӄэрэмҗэл чо́бэтӄо мешпэӽы́т.

Берёза – дерево начала жизни, это она ребёнку бересту для первой люльки давала.

Чумэлгу́ла тве́утэ чо́блап ме́шпэӽат.

Селькупы из бересты люльки делали.

Тэ́мбэл по̄п чобо́нд панэ́шпэӽадэт, на ча́ндап фаӈ ӣшпат.

Сгнившую древесину в люльки клали, она влагу хорошо впитывает.

Чумэлгу́ла тӓну́ӽадэт, ӄай кве вэ́рэл ло́злап ай а́жно мя́ргэл пальҗӧ́п и́лэптэшпат.

Селькупы знали, что берёза злых духов и даже стихию побеждает.

Кужа́т ӄално́п э̄куӽа, тве́ӽе кӧ́рэмбэӽадэт, ӄа́йгос нут тӱ куча́днай аӽа́ патпла́ (кэ́тла).

Когда гроза бывала, то берестой махали, чтобы молния никуда не попала.

Та́ӄӄэл чумэлгу́ланан ны́льҗик э̄ӽа: кужа́т кэ́дэл ӄуп ӄу́мэп хомҗӄэ́лбэӽат, таб чаӷ ай хаӷ а́штэп ӣшпэӽат, чаӷ а́штэп квенд харе́җеӽыт.

У северных селькупов так было: когда шаман исцелял человека (камлал), он белого и чёрного оленя брал, белого оленя к берёзе привязывал.

Хы́лял квел тэ́мбэл по̄п кырт па́ронд панэ́шпэӽадэт, ӄа́йгос кыр фаӈ э̄җемба.

Мелкую берёзовую труху поверх раны клали, чтобы рана быстро заживала.

Кве чумэлгу́ланан ко́ссэл по̄ э̄я, нат па́роутэ ӄу́лат ма̄дэрла Номн важэмба́дэт.

Берёза у селькупов – жертвенное дерево, по ней людские просьбы к Богу поднимаются.

Чаӷ незо́лап по̄нд харе́җеӽадэт.

Белые полоски ткани к дереву привязывали.

Кве номпа́рп ай ҷвэ́ҷэп харе́шпат.

Берёза небо и землю соединяет.

Ко́ссэл кве́ла мэ́нэрэл э̄длаӷэт ныӈгыӽа́дэт.

Жертвенные берёзы в разных деревнях стояли.

Кӓ́тэӽадэт, хе́льҗемҗэл нутпа́роӷэт хельҗь по̄ла орве́шпэӽадэт.

Верили, что на седьмом ярусе неба семь деревьев росло.

Лы́мбэл чумэлгу́лат на́гур по̄ла э̄ӽат, ка́зырал чумэлгу́лат на́гур по̄ла э̄ӽат.

Три дерева орлиных селькупов были, три дерева селькупов рода кедровки.

Чонҗо́ӷэт хе́льҗемҗэл по̄ му́ндэл ӄу́латӄо э̄ӽа, на кве э̄ӽа.

Посередине седьмое дерево, общее для всех, стояло, это берёза была.

Ӄуп кве́утэ вес ӣшпат: на по̄ шоӷо́ртӄо, квел тепт; квел ча́блап пярҷэӽа́т ай ӧдэ́шпэӽат, тве́ӽе ма̄дэт па́роп ка́ешпэӽадэт, тве́утэ чо́гэп ме́шпэӽадэт, о́җэллага́т пя́рҷэмбэл ӱ́ссэ и́мҗэшпэӽат.

Человек из березы всё берёт: это дрова для печи, берёзовый сок; берёзовые листья заваривали и пили, берестой крышу дома накрывали, из бересты дёготь делали, лечились отваром чаги.

Квет кобо́утэ, тве́утэ, ко́чек ма̄тӄэл кала́лап ме́шпэӽадэт: чи́длап, кяди̇́лап, ӄоромҗэ́лап, паҗа́лап, кала́лап, хола́лап.

Из коры берёзы, бересты, много домашней посуды делали: короба, набирки для сбора ягод, корзины, туеса, чашки, ложки.

Твел кала́лаӷэт ӄвэлп ша̄гэтпэӽадэт.

В берестяной посуде рыбу солили.

Тӓну́ӽадэт, ӄай твел кала́лаӷэт абс кунд ня́лэл кале́шпа, иппа́.

Знали, что в берестяной посуде продукты долго остаются свежими.

Ко́чек тӓну́ӽадэт, ӄанду́к тве́ӽе у́җегу: кайо́ӷэт нап итре́шпэӽадэт квэ́лэл ӱ́рӽе, ӄа́йгос ӱт аӽа́ шорва́дэшпа; тӱжмо́т па́роӷэт варӽа́дэт – ӄашӄо́льҗеӽадэт, на́тӄо ӄве́җедэл мып чуҗэ́лҗэшпэгу.

Знали много способов обработки бересты: в ухе́ её варили с рыбьим жиром, чтобы она не пропускала воду; над костром держали – задымляли для того, чтобы украшать изделие орнаментом (выскабливание).

Кве́утэ лада́лап, пальмо́лап, ҷа́кошлап, ӄа́нҗлап, твел кыба́ндлап ме̄шпэӽадэт.

Из берёзы делали орудия лова, ловушки, нарты, берестяные обласки.

Ку́ял э̄дэп, Ӄо́лдэт квэ́дэл то́пӄэт, ӣр Квел э̄д нэмдэкуӽа́дэт.

Юрты Инкины на левом берегу Оби в старину Берёзовая деревня назывались.

О́ӄӄэр э̄д Ӄэ́тӄэт ай о́ӄӄэр э̄д ӄо́лдэл тэ́мэӷэт (ӄапса́рӷэт), Тӧгырле́д – Кве́ниго нэмдэква́дэт.

Юрты Зайкины на Кети и Сагандуковы на протоке – Березняк называются.

Тве ӄу́мэп на э́лӷэт чвэ́дэмбэӽат, хе́лал эл ку́долбы, чи́бэнэл ватто́утэ най ку́долбы; ӄу́мэп твенд тамдэлле́вле ӄа́гэлбэӽадэт.

Береста человека в этой жизни встречала, сопровождала всю жизнь и в последний путь провожала; человека, завернув в бересту, хоронили.

Чу́мэл җӓре́

Кве, тыды́к ай тӧв – нул по̄ла чумэлгу́ланан э̄ят. Чумэлгу́ла квеп на́дэрӽадэт че́лэнбэдэл по̄т таре́, на че́лдэт, нутпа́рэт ай элт по̄ э̄я. Ир ҷэ́нҷэӽадэт, ӄай ӄуп квет та̄ккэутэ че́лэмба. Тапо́т нап аулҗэмба́дэт, ундо́ кве́нэл та̄ккэп ну́ваӷэт ме̄шпэмбадэт. Чумэлгу́ла ҷэ́нҷэӽадэт, ӄай та́мэл пеле́каӷэт э́лындэл пая́т ма̄т э̄я.
Кве элп квэ́тэмбат, на таб эльма́дэн твеп о́ӄӄэрэмҗэл чо́бэтӄо мешпэӽы́т. Чумэлгу́ла тве́утэ чо́блап ме́шпэӽат. Тэ́мбэл по̄п чобо́нд панэ́шпэӽадэт, на ча́ндап фаӈ ӣшпат. Чумэлгу́ла тӓну́ӽадэт, ӄай кве вэ́рэл ло́злап ай а́жно мя́ргэл пальҗӧ́п и́лэптэшпат. Кужа́т ӄално́п э̄куӽа, тве́ӽе кӧ́рэмбэӽадэт, ӄа́йгос нут тӱ куча́днай аӽа́ патпла́ (кэ́тла).
Та́ӄӄэл чумэлгу́ланан ны́льҗик э̄ӽа: кужа́т кэ́дэл ӄуп ӄу́мэп хомҗӄэ́лбэӽат, таб чаӷ ай хаӷ а́штэп ӣшпэӽат, чаӷ а́штэп квенд харе́җеӽыт.
Хы́лял квел тэ́мбэл по̄п кырт па́ронд панэ́шпэӽадэт, ӄа́йгос кыр фаӈ э̄җемба. Кве чумэлгу́ланан ко́ссэл по̄ э̄я, нат па́роутэ ӄу́лат ма̄дэрла Номн важэмба́дэт. Чаӷ незо́лап по̄нд харе́җеӽадэт. Кве номпа́рп ай ҷвэ́ҷэп харе́шпат. Ко́ссэл кве́ла мэ́нэрэл э̄длаӷэт ныӈгыӽа́дэт. Кӓ́тэӽадэт, хе́льҗемҗэл нутпа́роӷэт хельҗь по̄ла орве́шпэӽадэт. Лы́мбэл чумэлгу́лат на́гур по̄ла э̄ӽат, ка́зырал чумэлгу́лат на́гур по̄ла э̄ӽат. Чонҗо́ӷэт хе́льҗемҗэл по̄ му́ндэл ӄу́латӄо э̄ӽа, на кве э̄ӽа. Ӄуп кве́утэ вес ӣшпат: на по̄ шоӷо́ртӄо, квел тепт; квел ча́блап пярҷэӽа́т ай ӧдэ́шпэӽат, тве́ӽе ма̄дэт па́роп ка́ешпэӽадэт, тве́утэ чо́гэп ме́шпэӽадэт, о́җэллага́т пя́рҷэмбэл ӱ́ссэ и́мҗэшпэӽат. Квет кобо́утэ, тве́утэ, ко́чек ма̄тӄэл кала́лап ме́шпэӽадэт: чи́длап, кяди̇́лап, ӄоромҗэ́лап, паҗа́лап, кала́лап, хола́лап. Твел кала́лаӷэт ӄвэлп ша̄гэтпэӽадэт. Тӓну́ӽадэт, ӄай твел кала́лаӷэт абс кунд ня́лэл кале́шпа, иппа́. Ко́чек тӓну́ӽадэт, ӄанду́к тве́ӽе у́җегу: кайо́ӷэт нап итре́шпэӽадэт квэ́лэл ӱ́рӽе, ӄа́йгос ӱт аӽа́ шорва́дэшпа; тӱжмо́т па́роӷэт варӽа́дэт – ӄашӄо́льҗеӽадэт, на́тӄо ӄве́җедэл мып чуҗэ́лҗэшпэгу. Кве́утэ лада́лап, пальмо́лап, ҷа́кошлап, ӄа́нҗлап, твел кыба́ндлап ме̄шпэӽадэт. Ку́ял э̄дэп, Ӄо́лдэт квэ́дэл то́пӄэт, ӣр Квел э̄д нэмдэкуӽа́дэт. О́ӄӄэр э̄д Ӄэ́тӄэт ай о́ӄӄэр э̄д ӄо́лдэл тэ́мэӷэт (ӄапса́рӷэт), Тӧгырле́д – Кве́ниго нэмдэква́дэт. Тве ӄу́мэп на э́лӷэт чвэ́дэмбэӽат, хе́лал эл ку́долбы, чи́бэнэл ватто́утэ най ку́долбы; ӄу́мэп твенд тамдэлле́вле ӄа́гэлбэӽадэт.

По-русски

Берёза, кедр и лиственница – священные деревья у селькупов. Селькупы берёзу любили, как светлое дерево, связанное с солнцем, небом, жизнью. Раньше говорили, что человек из развилки берёзы родился. Ныне это забыли, но берёзовую развилку в шаманском бубне делают. Селькупы говорили, что на южной стороне дом жизненной старухи есть.
Берёза – дерево начала жизни, это она ребёнку бересту для первой люльки давала. Селькупы из бересты люльки делали. Сгнившую древесину в люльки клали, она влагу хорошо впитывает. Селькупы знали, что берёза злых духов и даже стихию побеждает. Когда гроза бывала, то берестой махали, чтобы молния никуда не попала.
У северных селькупов так было: когда шаман исцелял человека (камлал), он белого и чёрного оленя брал, белого оленя к берёзе привязывал.
Мелкую берёзовую труху поверх раны клали, чтобы рана быстро заживала. Берёза у селькупов – жертвенное дерево, по ней людские просьбы к Богу поднимаются. Белые полоски ткани к дереву привязывали. Берёза небо и землю соединяет. Жертвенные берёзы в разных деревнях стояли. Верили, что на седьмом ярусе неба семь деревьев росло. Три дерева орлиных селькупов были, три дерева селькупов рода кедровки. Посередине седьмое дерево, общее для всех, стояло, это берёза была. Человек из березы всё берёт: это дрова для печи, берёзовый сок; берёзовые листья заваривали и пили, берестой крышу дома накрывали, из бересты дёготь делали, лечились отваром чаги. Из коры берёзы, бересты, много домашней посуды делали: короба, набирки для сбора ягод, корзины, туеса, чашки, ложки. В берестяной посуде рыбу солили. Знали, что в берестяной посуде продукты долго остаются свежими. Знали много способов обработки бересты: в ухе́ её варили с рыбьим жиром, чтобы она не пропускала воду; над костром держали – задымляли для того, чтобы украшать изделие орнаментом (выскабливание). Из берёзы делали орудия лова, ловушки, нарты, берестяные обласки. Юрты Инкины на левом берегу Оби в старину Берёзовая деревня назывались. Юрты Зайкины на Кети и Сагандуковы на протоке – Березняк называются. Береста человека в этой жизни встречала, сопровождала всю жизнь и в последний путь провожала; человека, завернув в бересту, хоронили.