Ирэл чумэл тэдомылат чат — Традиционный селькупский костюм

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску
И́рэл чу́мэл тэ́домылат чат

Современный язык нарымских селькупов, стр. 104-107.
И́рэл чу́мэл тэ́домылат чат — Традиционный селькупский костюм
Селявко Юлия Владимировна, Колпашево

Чомбе́к / По строкам

Тэ́домыла му́ндэл та̄мдырлат э̄помындэлаӷэт кек ва́рӷэҗембадэт. Одежда в культурах всех народов очень важна.
Фа̄енни̇ по̄гэл тэ́домы эдэрба́. Лучше всего сохранилась верхняя одежда.
Тэ́домыӷэт му́ндэк та́мдырэтӄо ҷэ́нҷэӽа – ӄайл куньҗ, свет, ӄэлфа́т, ма́җэла ай на́грэҗэдэ э̄ӽадэт. В костюме абсолютно всё – материал, цвет, покрой, разрезы и орнамент, всё говорило об этнической принадлежности.
Ӄужа́т ме́нэрэл ӄу́ла маҗӧ́ӷэт чвэ́дэмбэӽадэт, табла́ онҗы́т пи́рэмдэт коштэкуӽа́дэт, чу́мэлгуп, ру́жэлгуп мо ӄатку́п э̄ӽа. Если разные люди встречались в тайге, то они знали, кто есть кто, селькуп, русский или хант.
Чумэлгу́ланан ко́чек ӄо́бла э̄ӽадэт, ку́рлат, лоӷа́лат, ши́лат, ка́слат, табе́лат ӄо́бла. У селькупов много использовалось шкур, меха горностая, лисы, соболя, колонка, белки.
Чумэлгу́ла кӓ́тэӽадэт, ӄай ка́жнэл мы́тӄо на́грэҗэдэ келемна́. Селькупы считали, что любая вещь должна быть с орнаментом.
Ӄужа́т а̄ на́грэҗэдэл мы э̄я, на а̄ и́лгэл мы э̄к, ы̄г ми́тэмблел. Если нет орнамента, то она неживая, пользоваться ей нельзя.
По́рӷэт кола́лҗла шуньне́нҗ ӄабе́лбат, на ҷа́ӷэҗэмба ай ӄӧ̄гэт незо́ӽе харе́лба. Парка имела вшитые рукава, запахивалась и на боку завязывалась тесьмой.
Но́бла о́ӄӄэр мыга́ӽе конэ́р та́рэутэ фе́рмэшпадэт. Варежки вяжут на одной игле из овечьей шерсти.
Ӄанду́к о́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэгу, та́зил ӄу́ланан, ӣр о́голҗэмбадэт, табла́ ру́жлаӽе тӧ́мбадэт. Вязание на одной игле заимствовано у поморов, они пришли с русскими.
Конэ́порӷэӷэт по́рӷэт ӱ́гэт ӄоб ӄа́былҗэ э̄ӽа, понта́рӽе, понта́рэутэ ме́нэл ӄо́бэл та́льҗьла эдэӽа́дэт. Шубы были с капюшоном мехом внутрь, с кокеткой, по кокетке висели хвостики из сборного меха.
Тэ̄домы́латӄо ху́руликалат то́бликалап таӄӄэлэмбэӽа́дэт, ай незо́лаӽе фӧ́дэшпэӽадэт, ча́гэл све́тэутэ лыба́л све́тэнд то и́шпэӽадэт. Для одежды накапливали лапки мелких зверьков, и шили полосками, подбирая по цвету от светлого к темному.
По́рӷлап ай конэ́порӷлап тэ́бэлгула ай нӓлӷу́ла шэ́решпэӽадэт. Парки и шубы могли носить и мужчины, и женщины.
Тэбэлгу́л конэ́порӷла ӄа̄вкэя э̄ӽадэт, кола́лҗла кыба́ея элле́ӷэт, моӷэнна́н чумбе́я, ӄанду́к нянэ́ӷэт э̄я, ӄа́йгос а̄мдэгу. Мужские шубы короче, причем рукава заужены к низу, и зад длиннее переда, чтобы можно было присесть.
Ҷанҗ ко́бэл ӱ́ниго ӱнэльҗеӽа́дэт, пеҗь ӱ́нигэнд пяре́лбадэт, пуҗӧ́нд кавшэ́л мунга́лельҗегу мо́шна, ӱ́нигоп ниӈгэлба́т ай му́ндэк āльчемба. Подпоясывались широким кожаным ремнем, за ремень засовывали топор, вовнутрь можно положить какую-нибудь кладь, расстегнул ремень и все вывалилось.
Та́эт нӓ́лгул тэдомы́ла на кавпи́л порӷ ай ӄабо́рӷ э̄ят. Летняя женская одежда состоит из кафтана и платья.
Оӄӄэрни̇́ кавпи́л по́рӷэӷэт пӱха́й эда́т, табла́ ҷо́борланд пӱ́нат. Кафтан часто украшен бусами, которые напоминают ягоды.
Ӄабо́рӷ чу́мэл надэ́нан: кы́лэӷэт понта́р э̄я, на́грэҗэдэл незо́ӽе у́голҗликалаӽе э̄я, на́гырбыди̇́мыла чеча́ликалаӽе э̄ят. Платье селькупки: на груди кокетка, украшенная тесьмой зигзагообразно, узор составляется растительный.
Элле́ӷэт понта́рӽе пӱха́й, ту́лал ӄве́җедэл мы́ла, чаӷ ӄомдэ́ла эда́т, на э́рэмбэл мы э̄я. По низу кокетки подвешены украшения в виде бус, медных пластинок, монет, которые служат оберегом.
Варӷ тэдомы́лат тар на э́рэмбэл ӱ́ниго э̄я. Самый главный элемент – это пояс-оберег.
Ӄо́днай нӓлгу́лаутэ чога́лк аӽа́ ҷанҗэӽа́, чоп шэд бар квэ́дэл пеле́каӷэт харе́нҗэӽадэт, чи́блаӷэт пу́лла ыдэӽа́дэт, табла́ ко́штэл ло́злап то̄ чуба́лешпэӽадэт, па́дэргэл комдэ́лап ыдэӽа́дэт, шэ́гликалап ай пӧха́йликалап кабéлбэӽадэт. Ни одна девушка не могла выйти без пояса, завязывался у женщин на два узла с левой стороны, на концах пояса кисточки, которые выметали злых духов, подвешивали медные пластинки, украшали ниточками и бисером.
Чо́ӷэт шат ай коҗа́лика ыдэӽа́дэт, коҗа́ликаӷэт манҗраквэ́лика келемла́. На поясе крепились ножны и сумочка, в которой должно быть зеркальце.
Ӄужа́т кӯмэл ку́лан ма̄донд надэ́к шэ́рба, таб манҗраквэ́ликап мо́ӷэнэл пеле́каӽе онэ́нҗэндо ӄоя́лҗэшпа, ыг ӄышкле́шпи̇ямд. Заходя в дом к чужим людям в кармане девушка разворачивает зеркальце тыльной стороной к себе, а самим зеркалом к людям, чтобы не сглазили.
Шат ӄобо́утэ ме́мба, на́грэҗэдэл незо́ӽе че́чалаӽе э̄я. Ножны выполнены из кожи, орнаментированы тесьмой, с растительным орнаментом.
Ӄужа́т нӓлӷу́п варгэла́ӷ э̄ӽа, таб чо́ӷэт то́скап тапа́ӽе квэ́ндэкуӽат, ӄа́йгос а́бтэргу. Если женщина была постарше, то носила на поясе табакерку с нюхательным табаком.
Кола́лҗэӷэт че́лдэп кабéлбэӽадэт. На рукаве вышивали солнце.
Таб элахва́тэп адэлҗа́т. Оно символизирует жизнь.
Ылҗ ка́мбиӽе ме́мба, на́грэҗэдэл та́мдэрэл а̄нэӽе э̄я: нева́л ӄо̄ла, то́бла, ӄо́рӷэл то́бла, хаӈӷ, кáзыра ай áвна та́мдэрт шаӈ. Подол обрамлен рюшей, и украшен орнаментом, аппликациями: заячьи уши, лапы, лапы медведя, глухариный орнамент, кедровка и т.п. в зависимости от рода.
Ӄат пӧв на нёй пӧв ай хапо́ла э̄ят. Зимняя обувь – пимы и сапоги.
Ку́ӈгола ме́нэрэл све́тэт ку́ньҗеӽе ме́мбат. Голенища из сукна разного цвета.
Та́эт ӄа̄з нӱ́җэл лыпра́ликалап тобо́нд шэ́решпэӽадэт. Травяные портяночки из осоки летом.
Кужат то́бла чандэтпа́дэт, табла́п чек ҷагре́шпэгу. Если в них намокли ноги, их легко просушить.
Ай омби́ лечи́мбэл ӄу́ла ҷэ́нҷат, ӄай ӄа̄з нӱ́җэл лыпра́ла уру́к фа́едэл челома́рэтӄо э̄ят. И сейчас современные медики говорят, что портянки из осоки являются лечебными.
Та́эт пӧв – чумэлпӧ́в э̄ят, ӄо́бэутэ на́гырбыди̇́мылаӽе ме́мбат ай то́бэн квэ́чет ӄо́яутэ ӄо́бэл ҷэрм умдэлҗэмба́. Летняя обувь чирки, украшенные аппликацией из кожи, и вокруг щиколотки был вставлен кожаный шнурок.
Чумэлпӧ́в уру́к пуда́гэл ӄо́бэл пӧв э̄я. Чирки – очень удобная мягкая обувь из ровдуги.
Маҗӧ́ӷэт пуда́ӷэл ы́лҗэтхе тоб ка́жнэл мо́ликап лаӄа́льҗембат. Благодаря мягкой подошве при ходьбе в лесу ногой чувствовалась каждая веточка.
На́тӄо хи̇бырӄу́ла по пӧ́вэӷэт шӧ́тӄэт уру́к ша́бгалк квая́шпэӽа́дэт. Поэтому сибиряки ходили в лесу бесшумно в этой обуви.
То́блап о́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэл чу́лгэӽе ҷагэ́җэшпэӽадэт. Ноги закрывали чулками, вязанными на одной игле.
О́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэгу чумэлгу́ла на́дэрӽадэт, ӄвэ́лҷэдэл ӄу́ла уру́к на́дэрӽадэт, «ка́дэликаӽе» чу́ндэл ӄа́җэутэ фе́рмэшпэл тэ́домыла ӱ́дэп а̄ ӱ̄дэшпэӽадэт ай пӧ́тпап итре́шпэӽадэт. Одноигольное вязание было особенно популярно у селькупов, особенно у рыбаков, так как плетёные изделия в виде «Ёлочки» из конского волоса не пропускали воду и берегли тепло.
Чумэлгу́ланан, тэ́домылат уру́к варӷ манҗ э̄ӽа: ӱ́гла. У селькупов очень важной частью атрибутов одежды были головные уборы.
Тэ́бэнембэ́л нӓлгу́ла о́лэп ай ӄа́җэп му́ндэк ӄайпи́ӽе ка́ешпэӽадэт. Замужние женщины укрывали голову и волосы почти целиком платком.
Ха́ри чвэ́ссе хартпа́ ай ныльҗи́ ӱ́глика тамдэлба́. Внизу платок пропускается через узел и заворачивается, образовывая шапочку-капор.
Ара́ӷэдэл надэ́ла твел, ӄо́бэл, та́рэл, пӱха́ел олт ӱ́нэлап шэ́решпэӽадэт, ӄат чонҗо́ӷэт хайт таре́ на́грэҗэмба, няра́мот пеле́каӷэт пу́лла, квэ ӄомдэ́ликалап эдэ́шпэӽадэт. Незамужние девушки надевали наголовники, которые изготавливали из бересты, кожи, меха, бисера, посередине украшение в виде глаза, височная часть – кисточки, железные подвески.
Кужа́т о́ӄӄэр чепи́ э̄ӽа, надэ́к тэбэнемба́, кужа́т шэд чепи́ ра́ӈалаӽе, надэ́к ара́ӷэдэл э̄ӽа. По причёске можно было узнать, замужем (одна коса) девушка или нет (если не замужем, то две косички с бубенчиками).
Ҷанҗ олт ӱ́нэла лыпра́ӽе э̄ӽадэт, ӄайл олтпа́рп му́ндэк ка́ешпэӽадэт, табла́п хе́льҗе-гойгве́тэмҗэл – шэдҗя́ӈгвет-гойгве́тэмҗэл тотпо́тлат ӄа́галаӷэт кольче́шпэӽадэт. Были широкие наголовники, которые не закрывали только макушку, такие наголовники присутствуют в захоронениях 17-18 веков.
О́ӷолҗэмбэдэл ӄу́ла ҷэ́нҷадэт, ӄай ныльҗи́ олт ӱ́нэлат таре́ ӄэ́дэӷэл ӄу́ланан э̄ӽадэт. Учёные утверждают, что наподобие таких наголовников были у шаманов.
Най ӄэ́дэӷэл ӄу́ла оло́ӷэнд ӄо́бэл ҷэ́рмэп хартпэӽа́дэт. Ещё шаманы могли повязать на голову кожаный жгут.
Ныльҗи́ ҷэ́рмэӽе тэбэлӷу́ла кайпи́п хартпэӽа́дэт. Мужчины таким жгутом перевязывали платок.
Тэбэлӷу́ла нагуру́гэл лыпра́лаутэ хо̄бэл (а́нҗэбэл) ӱ́гэп шэ́рӽадэт, ку́нҗэл ай пуда́ӷэл ӱ́гликап, ме́нэл фе́тхе ӄобо́утэ, незо́лаӽе, пӱха́йӽе, пӱха́йликаӽе на́грэҗэӽадэт. Мужчины носили остроконечную шапку из клиньев, суконная шапочка и капор украшались орнаментом из разноцветного меха, разноцветными полосками ткани, бусинами, бисером.
Кыбама́рланан ӄо́бэл ӱ́гликала э̄ӽадэт, нуг та́льҗьлаӽе тамдэлба́. У детей шапочки меховые, где хвостами можно обмотать шею.
Нӓлӷу́ла па́дэргэутэ, ту́лаутэ, чаӷ ӄомдэ́утэ ӄве́җедэл мы́лап шэ́рӽадэт, коо́л нӓлгу́ланан со́лотол ӄа́нала ай ля́ӄӄла э̄кумбадэт. Женщины использовали украшения из бронзы, меди, серебра, у зажиточных встречались серьги и кольца из золота.

Чу́мэл җӓре́

Тэ́домыла му́ндэл та̄мдырлат э̄помындэлаӷэт кек ва́рӷэҗембадэт. Фа̄енни̇ по̄гэл тэ́домы эдэрба́. Тэ́домыӷэт му́ндэк та́мдырэтӄо ҷэ́нҷэӽа – ӄайл куньҗ, свет, ӄэлфа́т, ма́җэла ай на́грэҗэдэ э̄ӽадэт. Ӄужа́т ме́нэрэл ӄу́ла маҗӧ́ӷэт чвэ́дэмбэӽадэт, табла́ онҗы́т пи́рэмдэт коштэкуӽа́дэт, чу́мэлгуп, ру́жэлгуп мо ӄатку́п э̄ӽа. Чумэлгу́ланан ко́чек ӄо́бла э̄ӽадэт, ку́рлат, лоӷа́лат, ши́лат, ка́слат, табе́лат ӄо́бла. Чумэлгу́ла кӓ́тэӽадэт, ӄай ка́жнэл мы́тӄо на́грэҗэдэ келемна́. Ӄужа́т а̄ на́грэҗэдэл мы э̄я, на а̄ и́лгэл мы э̄к, ы̄г ми́тэмблел. По́рӷэт кола́лҗла шуньне́нҗ ӄабе́лбат, на ҷа́ӷэҗэмба ай ӄӧ̄гэт незо́ӽе харе́лба. Но́бла о́ӄӄэр мыга́ӽе конэ́р та́рэутэ фе́рмэшпадэт. Ӄанду́к о́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэгу, та́зил ӄу́ланан, ӣр о́голҗэмбадэт, табла́ ру́жлаӽе тӧ́мбадэт. Конэ́порӷэӷэт по́рӷэт ӱ́гэт ӄоб ӄа́былҗэ э̄ӽа, понта́рӽе, понта́рэутэ ме́нэл ӄо́бэл та́льҗьла эдэӽа́дэт. Тэ̄домы́латӄо ху́руликалат то́бликалап таӄӄэлэмбэӽа́дэт, ай незо́лаӽе фӧ́дэшпэӽадэт, ча́гэл све́тэутэ лыба́л све́тэнд то и́шпэӽадэт. По́рӷлап ай конэ́порӷлап тэ́бэлгула ай нӓлӷу́ла шэ́решпэӽадэт. Тэбэлгу́л конэ́порӷла ӄа̄вкэя э̄ӽадэт, кола́лҗла кыба́ея элле́ӷэт, моӷэнна́н чумбе́я, ӄанду́к нянэ́ӷэт э̄я, ӄа́йгос а̄мдэгу. Ҷанҗ ко́бэл ӱ́ниго ӱнэльҗеӽа́дэт, пеҗь ӱ́нигэнд пяре́лбадэт, пуҗӧ́нд кавшэ́л мунга́лельҗегу мо́шна, ӱ́нигоп ниӈгэлба́т ай му́ндэк āльчемба. Та́эт нӓ́лгул тэдомы́ла на кавпи́л порӷ ай ӄабо́рӷ э̄ят. Оӄӄэрни̇́ кавпи́л по́рӷэӷэт пӱха́й эда́т, табла́ ҷо́борланд пӱ́нат. Ӄабо́рӷ чу́мэл надэ́нан: кы́лэӷэт понта́р э̄я, на́грэҗэдэл незо́ӽе у́голҗликалаӽе э̄я, на́гырбыди̇́мыла чеча́ликалаӽе э̄ят. Элле́ӷэт понта́рӽе пӱха́й, ту́лал ӄве́җедэл мы́ла, чаӷ ӄомдэ́ла эда́т, на э́рэмбэл мы э̄я. Варӷ тэдомы́лат тар на э́рэмбэл ӱ́ниго э̄я. Ӄо́днай нӓлгу́лаутэ чога́лк аӽа́ ҷанҗэӽа́, чоп шэд бар квэ́дэл пеле́каӷэт харе́нҗэӽадэт, чи́блаӷэт пу́лла ыдэӽа́дэт, табла́ ко́штэл ло́злап то̄ чуба́лешпэӽадэт, па́дэргэл комдэ́лап ыдэӽа́дэт, шэ́гликалап ай пӧха́йликалап кабéлбэӽадэт. Чо́ӷэт шат ай коҗа́лика ыдэӽа́дэт, коҗа́ликаӷэт манҗраквэ́лика келемла́. Ӄужа́т кӯмэл ку́лан ма̄донд надэ́к шэ́рба, таб манҗраквэ́ликап мо́ӷэнэл пеле́каӽе онэ́нҗэндо ӄоя́лҗэшпа, ыг ӄышкле́шпи̇ямд. Шат ӄобо́утэ ме́мба, на́грэҗэдэл незо́ӽе че́чалаӽе э̄я. Ӄужа́т нӓлӷу́п варгэла́ӷ э̄ӽа, таб чо́ӷэт то́скап тапа́ӽе квэ́ндэкуӽат, ӄа́йгос а́бтэргу. Кола́лҗэӷэт че́лдэп кабéлбэӽадэт. Таб элахва́тэп адэлҗа́т. Ылҗ ка́мбиӽе ме́мба, на́грэҗэдэл та́мдэрэл а̄нэӽе э̄я: нева́л ӄо̄ла, то́бла, ӄо́рӷэл то́бла, хаӈӷ, кáзыра ай áвна та́мдэрт шаӈ. Ӄат пӧв на нёй пӧв ай хапо́ла э̄ят. Ку́ӈгола ме́нэрэл све́тэт ку́ньҗеӽе ме́мбат. Та́эт ӄа̄з нӱ́җэл лыпра́ликалап тобо́нд шэ́решпэӽадэт. Кужат то́бла чандэтпа́дэт, табла́п чек ҷагре́шпэгу. Ай омби́ лечи́мбэл ӄу́ла ҷэ́нҷат, ӄай ӄа̄з нӱ́җэл лыпра́ла уру́к фа́едэл челома́рэтӄо э̄ят. Та́эт пӧв – чумэлпӧ́в э̄ят, ӄо́бэутэ на́гырбыди̇́мылаӽе ме́мбат ай то́бэн квэ́чет ӄо́яутэ ӄо́бэл ҷэрм умдэлҗэмба́. Чумэлпӧ́в уру́к пуда́гэл ӄо́бэл пӧв э̄я. Маҗӧ́ӷэт пуда́ӷэл ы́лҗэтхе тоб ка́жнэл мо́ликап лаӄа́льҗембат. На́тӄо хи̇бырӄу́ла по пӧ́вэӷэт шӧ́тӄэт уру́к ша́бгалк квая́шпэӽа́дэт. То́блап о́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэл чу́лгэӽе ҷагэ́җэшпэӽадэт. О́ӄӄэр мыга́ӽе фе́рмэшпэгу чумэлгу́ла на́дэрӽадэт, ӄвэ́лҷэдэл ӄу́ла уру́к на́дэрӽадэт, «ка́дэликаӽе» чу́ндэл ӄа́җэутэ фе́рмэшпэл тэ́домыла ӱ́дэп а̄ ӱ̄дэшпэӽадэт ай пӧ́тпап итре́шпэӽадэт. Чумэлгу́ланан, тэ́домылат уру́к варӷ манҗ э̄ӽа: ӱ́гла. Тэ́бэнембэ́л нӓлгу́ла о́лэп ай ӄа́җэп му́ндэк ӄайпи́ӽе ка́ешпэӽадэт. Ха́ри чвэ́ссе хартпа́ ай ныльҗи́ ӱ́глика тамдэлба́. Ара́ӷэдэл надэ́ла твел, ӄо́бэл, та́рэл, пӱха́ел олт ӱ́нэлап шэ́решпэӽадэт, ӄат чонҗо́ӷэт хайт таре́ на́грэҗэмба, няра́мот пеле́каӷэт пу́лла, квэ ӄомдэ́ликалап эдэ́шпэӽадэт. Кужа́т о́ӄӄэр чепи́ э̄ӽа, надэ́к тэбэнемба́, кужа́т шэд чепи́ ра́ӈалаӽе, надэ́к ара́ӷэдэл э̄ӽа. Ҷанҗ олт ӱ́нэла лыпра́ӽе э̄ӽадэт, ӄайл олтпа́рп му́ндэк ка́ешпэӽадэт, табла́п хе́льҗе-гойгве́тэмҗэл – шэдҗя́ӈгвет-гойгве́тэмҗэл тотпо́тлат ӄа́галаӷэт кольче́шпэӽадэт. О́ӷолҗэмбэдэл ӄу́ла ҷэ́нҷадэт, ӄай ныльҗи́ олт ӱ́нэлат таре́ ӄэ́дэӷэл ӄу́ланан э̄ӽадэт. Най ӄэ́дэӷэл ӄу́ла оло́ӷэнд ӄо́бэл ҷэ́рмэп хартпэӽа́дэт. Ныльҗи́ ҷэ́рмэӽе тэбэлӷу́ла кайпи́п хартпэӽа́дэт. Тэбэлӷу́ла нагуру́гэл лыпра́лаутэ хо̄бэл (а́нҗэбэл) ӱ́гэп шэ́рӽадэт, ку́нҗэл ай пуда́ӷэл ӱ́гликап, ме́нэл фе́тхе ӄобо́утэ, незо́лаӽе, пӱха́йӽе, пӱха́йликаӽе на́грэҗэӽадэт. Кыбама́рланан ӄо́бэл ӱ́гликала э̄ӽадэт, нуг та́льҗьлаӽе тамдэлба́. Нӓлӷу́ла па́дэргэутэ, ту́лаутэ, чаӷ ӄомдэ́утэ ӄве́җедэл мы́лап шэ́рӽадэт, коо́л нӓлгу́ланан со́лотол ӄа́нала ай ля́ӄӄла э̄кумбадэт.

По-русски

Одежда в культурах всех народов очень важна. Лучше всего сохранилась верхняя одежда. В костюме абсолютно всё – материал, цвет, покрой, разрезы и орнамент, всё говорило об этнической принадлежности. Если разные люди встречались в тайге, то они знали, кто есть кто, селькуп, русский или хант. У селькупов много использовалось шкур, меха горностая, лисы, соболя, колонка, белки. Селькупы считали, что любая вещь должна быть с орнаментом. Если нет орнамента, то она неживая, пользоваться ей нельзя. Парка имела вшитые рукава, запахивалась и на боку завязывалась тесьмой. Варежки вяжут на одной игле из овечьей шерсти. Вязание на одной игле заимствовано у поморов, они пришли с русскими. Шубы были с капюшоном мехом внутрь, с кокеткой, по кокетке висели хвостики из сборного меха. Для одежды накапливали лапки мелких зверьков, и шили полосками, подбирая по цвету от светлого к темному. Парки и шубы могли носить и мужчины, и женщины. Мужские шубы короче, причем рукава заужены к низу, и зад длиннее переда, чтобы можно было присесть. Подпоясывались широким кожаным ремнем, за ремень засовывали топор, вовнутрь можно положить какую-нибудь кладь, расстегнул ремень и все вывалилось. Летняя женская одежда состоит из кафтана и платья. Кафтан часто украшен бусами, которые напоминают ягоды. Платье селькупки: на груди кокетка, украшенная тесьмой зигзагообразно, узор составляется растительный. По низу кокетки подвешены украшения в виде бус, медных пластинок, монет, которые служат оберегом. Самый главный элемент – это пояс-оберег. Ни одна девушка не могла выйти без пояса, завязывался у женщин на два узла с левой стороны, на концах пояса кисточки, которые выметали злых духов, подвешивали медные пластинки, украшали ниточками и бисером. На поясе крепились ножны и сумочка, в которой должно быть зеркальце. Заходя в дом к чужим людям в кармане девушка разворачивает зеркальце тыльной стороной к себе, а самим зеркалом к людям, чтобы не сглазили. Ножны выполнены из кожи, орнаментированы тесьмой, с растительным орнаментом. Если женщина была постарше, то носила на поясе табакерку с нюхательным табаком. На рукаве вышивали солнце. Оно символизирует жизнь. Подол обрамлен рюшей, и украшен орнаментом, аппликациями: заячьи уши, лапы, лапы медведя, глухариный орнамент, кедровка и т.п. в зависимости от рода. Зимняя обувь – пимы и сапоги. Голенища из сукна разного цвета. Травяные портяночки из осоки летом. Если в них намокли ноги, их легко просушить. И сейчас современные медики говорят, что портянки из осоки являются лечебными. Летняя обувь чирки, украшенные аппликацией из кожи, и вокруг щиколотки был вставлен кожаный шнурок. Чирки – очень удобная мягкая обувь из ровдуги. Благодаря мягкой подошве при ходьбе в лесу ногой чувствовалась каждая веточка. Поэтому сибиряки ходили в лесу бесшумно в этой обуви. Ноги закрывали чулками, вязанными на одной игле. Одноигольное вязание было особенно популярно у селькупов, особенно у рыбаков, так как плетёные изделия в виде «Ёлочки» из конского волоса не пропускали воду и берегли тепло. У селькупов очень важной частью атрибутов одежды были головные уборы. Замужние женщины укрывали голову и волосы почти целиком платком. Внизу платок пропускается через узел и заворачивается, образовывая шапочку-капор. Незамужние девушки надевали наголовники, которые изготавливали из бересты, кожи, меха, бисера, посередине украшение в виде глаза, височная часть – кисточки, железные подвески. По причёске можно было узнать, замужем (одна коса) девушка или нет (если не замужем, то две косички с бубенчиками). Были широкие наголовники, которые не закрывали только макушку, такие наголовники присутствуют в захоронениях 17-18 веков. Учёные утверждают, что наподобие таких наголовников были у шаманов. Ещё шаманы могли повязать на голову кожаный жгут. Мужчины таким жгутом перевязывали платок. Мужчины носили остроконечную шапку из клиньев, суконная шапочка и капор украшались орнаментом из разноцветного меха, разноцветными полосками ткани, бусинами, бисером. У детей шапочки меховые, где хвостами можно обмотать шею. Женщины использовали украшения из бронзы, меди, серебра, у зажиточных встречались серьги и кольца из золота.