Легенда про Нельмач и белого оленя

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Версия от 12:03, 14 ноября 2024; HARU-CHAN (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Обские напевы селькупов Нарымского края, с. 37.<br> Легенда про Нельмач и белого оленя – Ч...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Обские напевы селькупов Нарымского края, с. 37.
Легенда про Нельмач и белого оленя – Чэнҗуй Нӓлмаҗь ай чаг аштэ чат
Эту легенду про Нельмач и Белого Оленя рассказала Портнягина (дев. фамилия Тагина) Клавдия Дмитриевна, 1916 г.р., записала внучка Казанцева Маргарита Викторовна (2 июня 1964 г.р.), перевела Коробейникова И. А. В 2014 году на фестивале «Этюды Севера» сказку инсценировали жители п. Нельмач Парабельского района.

Чомбе́к / По строкам

Угот, кужат маҗел кэт парогэт кыге Парабельҗ таткумба священный Чаг Аштэ, ҷаҗембат маҗел ӄула – чумэлӷула пергу фа элахватэп Нӓрг Челдэндэ. В те стародавние времена, когда по таёжным берегам реки Парабель гулял священный Белый Олень, шёл лесной народ – селькупы –искать счастья вслед за Красным Солнцем.
Чаҗыӽадэт табла нӓнэ, нӓр чересь, коталле онҗ кадэрэп – кыгыӽадэт когу шанд ҷвэҷэп заимкандо. Шли они вперёд, сквозь болота, покинув свои места – хотели найти новое место для заимки.
Кужат нӓРГ Челд ваҗэмба эннэ ай митэмбадэт пот кадэт молан аралҗэгала, ай табэт моӷоӷэт конҗэрӽат ӱҷэга чумэлӷулат вандла кыбыльҗига кыбамарлаӽе. Как поднялось Красное Солнце и коснулось верхушек деревьев, уселись возле костра на еловые лапки старики, а за их спинами виднелись лица молодых селькупов маленькими детьми.
Вес аҷат Кадэӽэл Ӄут эҗэп. Все ждут слова шамана.
Тав кэтла Кадэӽэл ӄуп нуванд. Вот ударит шаман в бубен.
Ваҷелдэ табэп нушуньҗенд – Энэгэл ҷвэҷэнд, кэтэмбла нувэнд, кагэрватпла нува лэрла. Поднимет его к небу- Верхнему миру, ударит в бубен, зазвенит бубен, запоёт.
Ӱдла нувэп чунд – Элегэл ҷвэҷэл лозлан. Опустит бубен к земле- к духам Нижнего мира.
Вес амдат, аӽа лагэрнат манэмбат, кандук койватпа Кэдэӽэл ӄуп, квэнэшпа кашкэӽэ тӱутэ аралҗэган эҗэтко. Все сидят, не шелохнутся, смотрят, как кружит шаман, уходит дымом от костра к предкам за советом.
Эҗемба хаӷ тӧтӽе ай куралешпа Кэдэӽэл ӄут гвэй энэгэл ҷвэҷ лозлан, ти̇лҗэрба моутэ моланд. Обернулась Чёрной куницей и бежит душа шамана к духам Верхнего мира, перелетает с ветки на ветку.
Кадэӽэл ӄуп ҷаҗа тӱ кӧӷэт парква кулет тарруӽе, парква пӱяӽе, эҗэп мадэрна, мадэрна аралҗэгалап адэлҗэгу табыт тамдэран ҷвэҷэп, кайӷэт эҗла стан. Шаман вкруг костра идёт, голосом ворона кричит, филином кричит, просит совета, просит предков указать его племени место для стана.
Ӱнголҗэмбадэт аралҗигала тӱл апт, куралбэнна Хаг Тӧт Энэгэл Ҷвэҷэн. Услышали предки запах костра, добежала Чёрная Куница до Верхнего Мира.
Лӓмалҗла Ӄэдэӽэл Ӄуп, ундо ҷага ай «айга» ӱнголҗэмбадэт аралҗигала. Замер шаман, только стон и «айга» слышат старики.
Нӧмбат хаӧмд Кэдэхэл Ӄуп, конҗэрныт чибэнэл Нӓрг челдел ту чересь кадэлат мола, ай шарватпынды таб онҗ ӄулан нап: онҗ элахватэп табла коладэ кэт парагэт кыба кыге, ӄай нӱрватпа Парабельҗ. Открыл глаза шаман, увидел последний луч Красного солнца сквозь ветки елей, и поведал он своему народу вот что: своё счастье они найдут на берегу маленькой речки, впадающей в Парабель.
Лыбал ӧт на кыге тедла табэн удачвап маҗӧгэт, ти̇рэмбладэт квелахе табэт поӄӄлап. Тёмная вода этой реки принесёт им удачу на охоте, наполнит рыбой их сети.
Хомбла аред ҷаҗыхадэт ӄула шӧтӄэт, ай ҷанэмбадэт табла кэт паронд, кайгыт кыгеӷэт э̄ӽа лыбал ӧт ай ӧт Парабельҗ кыгеутэ. Пять лун брёл народ по лесу, и вышли они на берег, где смешалась тёмная вода с рекой Парабель.
Эҗалгва начат Кэдэхэл ӄуп, кай аралҗэгала адэлҗагэт маҗел ӄулан варгэгу на ҷвэҷэгэт кунд, а̄ ишпэгу кочек квэлп кыгегэт, а̄ квадэшпэгу кочек хурулап маҗӧгэт, натко квэлла чумэлгуландо священный Чаг Аштэ, ӱрҷэмбла табэт солотол ватт нӱҗэгэт, оӄӄэрни̇ кэлэшпа фа элахват маҗел ӄулап. Поведал там шаман, что предки наказали народу лесов в реке, жить на этом месте долго, не брать много рыбы в реке, не ловить много зверя в тайге, иначе уйдёт от селькупов священный Белый Олень, затеряется его золотой след в траве, навсегда покинет счастье народ леса.
Тадэмбадэт чумэлӷула аралҗэгалан тар коол коссэп, андэлбадэт таблат хиҗьлат. Принесли селькупы предкам в дар богатые подношения, радовались их сердца.
Кочек чаг квэл тудрэмба нӱҗэл поӄӄэн, а̄ вес квэл ишпэмюадэт ӱҷэга квэлдэл ӄула кэт паронд. Много белой рыбы попадалось в травяные сети, но не всю рыбу забирали молодые рыбаки на берег.
Кыба квэлликалап ӱдэмбадэт лыбал ӧт, фаӄ тӓнэтэмбадэт аралҗэгалат эҗэп. Мелкую рыбу отпускали в тёмную воду, хорошо помнили наказ предков.
Варгыхы тамдэраӷэт ӱҷэга чумэлгуп, квэрӽат табэп Олденҗэ. Жил в племени молодой селькуп, звали его Олденҗэ.
Таб э̄ӽа фа маҗел ай квэлҷэдэл ӄуп. Он был хороший охотник и рыбак.
Арамбэл чумэлӷула ҷэнҷэӽадэт онҗ Чаг Аштэ тарешпыт табэн хуруп ай квэлп. Старые селькупы говорили, сам Белый Олень дарит ему зверя и птицу.
Надэрныт Олденҗэ ӱҷэга чумэлнадэк Ритму – тытымба таб квадэшпэгу кочек хурулап, оралешпэгу кочек квэлп. Понравилась Олденҗэ молодая селькупка Ритму – стал он бить много зверя, ловить много рыбы.
Надэнан хаг хайлат, тулал пиҗь. У девушки чёрные глаза, серебристый смех.
Эҗэмбадэт лыбватпэрл ӧт хаӧӷэт Олденҗэ. Отразились тёмные воды в глазах Олденҗэ.
Ай аулҗэмбат таб аралҗэгалат эҗэп. И забыл он наказ предков.
Оралешпат Олденҗэ варг ай кыба квэлп, квадэшпат пеӄӄеп пеӄӄликаӽе, паналешпыт ти̇гэлхурулат педэп. Ловит Олденҗэ большую и маленькую рыбу, убивает лосиху с лосёнком, разоряет птичьи гнёзда.
Арамбэл чумэлӷула ҷэнҷэӽадэт, ҷара кэт паронд Чан Аштэ, эле ӱдомбат онҗ моллал амдлап чунд. Старые селькупы говаривали, вышел на берег Белый Олень, опустил свои ветвистые рога к земле.
Пырг важемба лыбал выгет ӧт – камҗэмбат вес кэт пар. Высоко поднялась тёмная речная вода – затопила весь берег.
Тытымбат мадэргу маҗел ӄула Кэдэхэл ӄумэп коралҗэгу Энэгэл ҷвэҷэт лозлап. Стали просить лесные люди шамана умилостивить духов Верхнего мира.
Кунд ӱндолҗиӽа навэт ҷаӷ Кэдэхэл ӄулат удоӷэт. Долго слышен был стон бубна в руках шамана.
Куралҗэмбадэт лозла чумэлгулан арк кэт паронд, кайл э̄ӽа энэӷэт, ундо начат э̄ӽа кустол маҗь. Повелели духи Верхнего мира переселиться селькупам на другой берег, который был выше, но там была густая тайга.
Иӽадэт маҗел ӄула лозлат эҗеп, тытымбадэт табла ай квадэшпэгу квэлп, хуруп. Приняли лесные люди решение духов, и стали они вновь ловить рыбу, зверя.
Ҷэнҷэӽадэт аралҗигала, чвэдэмбат Олденҗэ ӱнгонҗ, пахтырна табэн энэӷэл кадэт молаутэ, а̄ паранна таб хугулҗэ. Поговаривали старики, встретилась Олденҗэ росомаха, прыгнула на него с верхней ветки ели, не вернулся он домой.
Карт ада кустал чаг куӈга кыге ай то энэгэт. Ранним утром виднеется густой белый туман над рекой и озером.
Таб моӷогэт, кужат кунд манэмбэгу, ада Чаг Аштэ. За ним, если долго смотреть, видно Белого Оленя.
Оӄӄэрни̇ таб манэмба квэлҷэдэл ӄулан, чтобы а̄ ишпат табла кыбыльҗига квэлп, а̄ квадэшпат олга маҗел ай кыгел хуруп. Всегда он следит за рыбаками, чтобы не брали они мелкой рыбы, не губили зря зверя лесного и речного.
Варгат кэт парогэт на кыгеӷэт квэлҷэдэл ай маҗел ӄула Нӓльмаҗоӷэт. Живут на берегу этой реки рыбаки и охотники в деревне Нельмач.
Оралешпат квэлэп. Ловят рыбу.
Ундо кыба ӱҷэҗелика тӓнут, ыг ишпет кочек хуруп маҗӧутэ. Даже маленький мальчишка знает: не бери много рыбы у реки, не бери много зверя у тайги.
Квэлҷэдэл ӄула тӓрбадэт, а̄ кэлешпла кэт пар Нӓльмаҗоӷэт священный Чаг Аштэ. Рыбаки думают, не покинет берег реки в Нельмаче священный Белый Олень.

С тех давних времён на крутом берегу извилистой реки живут рыбаки и охотники в деревне Нельмач. Ловят по-прежнему рыбу. Но даже маленький мальчишка знает, что нельзя много рыбы брать у реки, а зверя у тайги. Надеются рыбаки, что не покинет берег реки Нельмач священный Белый Олень.

Чу́мэл җӓре́

Угот, кужат маҗел кэт парогэт кыге Парабельҗ таткумба священный Чаг Аштэ, ҷаҗембат маҗел ӄула – чумэлӷула пергу фа элахватэп Нӓрг Челдэндэ. Чаҗыӽадэт табла нӓнэ, нӓр чересь, коталле онҗ кадэрэп – кыгыӽадэт когу шанд ҷвэҷэп заимкандо. Кужат нӓРГ Челд ваҗэмба эннэ ай митэмбадэт пот кадэт молан аралҗэгала, ай табэт моӷоӷэт конҗэрӽат ӱҷэга чумэлӷулат вандла кыбыльҗига кыбамарлаӽе. Вес аҷат Кадэӽэл Ӄут эҗэп. Тав кэтла Кадэӽэл ӄуп нуванд. Ваҷелдэ табэп нушуньҗенд – Энэгэл ҷвэҷэнд, кэтэмбла нувэнд, кагэрватпла нува лэрла. Ӱдла нувэп чунд – Элегэл ҷвэҷэл лозлан. Вес амдат, аӽа лагэрнат манэмбат, кандук койватпа Кэдэӽэл ӄуп, квэнэшпа кашкэӽэ тӱутэ аралҗэган эҗэтко. Эҗемба хаӷ тӧтӽе ай куралешпа Кэдэӽэл ӄут гвэй энэгэл ҷвэҷ лозлан, ти̇лҗэрба моутэ моланд. Кадэӽэл ӄуп ҷаҗа тӱ кӧӷэт парква кулет тарруӽе, парква пӱяӽе, эҗэп мадэрна, мадэрна аралҗэгалап адэлҗэгу табыт тамдэран ҷвэҷэп, кайӷэт эҗла стан. Ӱнголҗэмбадэт аралҗигала тӱл апт, куралбэнна Хаг Тӧт Энэгэл Ҷвэҷэн. Лӓмалҗла Ӄэдэӽэл Ӄуп, ундо ҷага ай «айга» ӱнголҗэмбадэт аралҗигала. Нӧмбат хаӧмд Кэдэхэл Ӄуп, конҗэрныт чибэнэл Нӓрг челдел ту чересь кадэлат мола, ай шарватпынды таб онҗ ӄулан нап: онҗ элахватэп табла коладэ кэт парагэт кыба кыге, ӄай нӱрватпа Парабельҗ. Лыбал ӧт на кыге тедла табэн удачвап маҗӧгэт, ти̇рэмбладэт квелахе табэт поӄӄлап. Хомбла аред ҷаҗыхадэт ӄула шӧтӄэт, ай ҷанэмбадэт табла кэт паронд, кайгыт кыгеӷэт э̄ӽа лыбал ӧт ай ӧт Парабельҗ кыгеутэ. Эҗалгва начат Кэдэхэл ӄуп, кай аралҗэгала адэлҗагэт маҗел ӄулан варгэгу на ҷвэҷэгэт кунд, а̄ ишпэгу кочек квэлп кыгегэт, а̄ квадэшпэгу кочек хурулап маҗӧгэт, натко квэлла чумэлгуландо священный Чаг Аштэ, ӱрҷэмбла табэт солотол ватт нӱҗэгэт, оӄӄэрни̇ кэлэшпа фа элахват маҗел ӄулап. Тадэмбадэт чумэлӷула аралҗэгалан тар коол коссэп, андэлбадэт таблат хиҗьлат. Кочек чаг квэл тудрэмба нӱҗэл поӄӄэн, а̄ вес квэл ишпэмюадэт ӱҷэга квэлдэл ӄула кэт паронд. Кыба квэлликалап ӱдэмбадэт лыбал ӧт, фаӄ тӓнэтэмбадэт аралҗэгалат эҗэп. Варгыхы тамдэраӷэт ӱҷэга чумэлгуп, квэрӽат табэп Олденҗэ. Таб э̄ӽа фа маҗел ай квэлҷэдэл ӄуп. Арамбэл чумэлӷула ҷэнҷэӽадэт онҗ Чаг Аштэ тарешпыт табэн хуруп ай квэлп. Надэрныт Олденҗэ ӱҷэга чумэлнадэк Ритму – тытымба таб квадэшпэгу кочек хурулап, оралешпэгу кочек квэлп. Надэнан хаг хайлат, тулал пиҗь. Эҗэмбадэт лыбватпэрл ӧт хаӧӷэт Олденҗэ. Ай аулҗэмбат таб аралҗэгалат эҗэп. Оралешпат Олденҗэ варг ай кыба квэлп, квадэшпат пеӄӄеп пеӄӄликаӽе, паналешпыт ти̇гэлхурулат педэп. Арамбэл чумэлӷула ҷэнҷэӽадэт, ҷара кэт паронд Чан Аштэ, эле ӱдомбат онҗ моллал амдлап чунд. Пырг важемба лыбал выгет ӧт – камҗэмбат вес кэт пар. Тытымбат мадэргу маҗел ӄула Кэдэхэл ӄумэп коралҗэгу Энэгэл ҷвэҷэт лозлап. Кунд ӱндолҗиӽа навэт ҷаӷ Кэдэхэл ӄулат удоӷэт. Куралҗэмбадэт лозла чумэлгулан арк кэт паронд, кайл э̄ӽа энэӷэт, ундо начат э̄ӽа кустол маҗь. Иӽадэт маҗел ӄула лозлат эҗеп, тытымбадэт табла ай квадэшпэгу квэлп, хуруп. Ҷэнҷэӽадэт аралҗигала, чвэдэмбат Олденҗэ ӱнгонҗ, пахтырна табэн энэӷэл кадэт молаутэ, а̄ паранна таб хугулҗэ. Карт ада кустал чаг куӈга кыге ай то энэгэт. Таб моӷогэт, кужат кунд манэмбэгу, ада Чаг Аштэ. Оӄӄэрни̇ таб манэмба квэлҷэдэл ӄулан, чтобы а̄ ишпат табла кыбыльҗига квэлп, а̄ квадэшпат олга маҗел ай кыгел хуруп. Варгат кэт парогэт на кыгеӷэт квэлҷэдэл ай маҗел ӄула Нӓльмаҗоӷэт. Оралешпат квэлэп. Ундо кыба ӱҷэҗелика тӓнут, ыг ишпет кочек хуруп маҗӧутэ. Квэлҷэдэл ӄула тӓрбадэт, а̄ кэлешпла кэт пар Нӓльмаҗоӷэт священный Чаг Аштэ.

По-русски

В те стародавние времена, когда по таёжным берегам реки Парабель гулял священный Белый Олень, шёл лесной народ – селькупы –искать счастья вслед за Красным Солнцем. Шли они вперёд, сквозь болота, покинув свои места – хотели найти новое место для заимки. Как поднялось Красное Солнце и коснулось верхушек деревьев, уселись возле костра на еловые лапки старики, а за их спинами виднелись лица молодых селькупов маленькими детьми. Все ждут слова шамана. Вот ударит шаман в бубен. Поднимет его к небу- Верхнему миру, ударит в бубен, зазвенит бубен, запоёт. Опустит бубен к земле- к духам Нижнего мира. Все сидят, не шелохнутся, смотрят, как кружит шаман, уходит дымом от костра к предкам за советом. Обернулась Чёрной куницей и бежит душа шамана к духам Верхнего мира, перелетает с ветки на ветку. Шаман вкруг костра идёт, голосом ворона кричит, филином кричит, просит совета, просит предков указать его племени место для стана. Услышали предки запах костра, добежала Чёрная Куница до Верхнего Мира. Замер шаман, только стон и «айга» слышат старики. Открыл глаза шаман, увидел последний луч Красного солнца сквозь ветки елей, и поведал он своему народу вот что: своё счастье они найдут на берегу маленькой речки, впадающей в Парабель. Тёмная вода этой реки принесёт им удачу на охоте, наполнит рыбой их сети. Пять лун брёл народ по лесу, и вышли они на берег, где смешалась тёмная вода с рекой Парабель. Поведал там шаман, что предки наказали народу лесов в реке, жить на этом месте долго, не брать много рыбы в реке, не ловить много зверя в тайге, иначе уйдёт от селькупов священный Белый Олень, затеряется его золотой след в траве, навсегда покинет счастье народ леса. Принесли селькупы предкам в дар богатые подношения, радовались их сердца. Много белой рыбы попадалось в травяные сети, но не всю рыбу забирали молодые рыбаки на берег. Мелкую рыбу отпускали в тёмную воду, хорошо помнили наказ предков. Жил в племени молодой селькуп, звали его Олденҗэ. Он был хороший охотник и рыбак. Старые селькупы говорили, сам Белый Олень дарит ему зверя и птицу. Понравилась Олденҗэ молодая селькупка Ритму – стал он бить много зверя, ловить много рыбы. У девушки чёрные глаза, серебристый смех. Отразились тёмные воды в глазах Олденҗэ. И забыл он наказ предков. Ловит Олденҗэ большую и маленькую рыбу, убивает лосиху с лосёнком, разоряет птичьи гнёзда. Старые селькупы говаривали, вышел на берег Белый Олень, опустил свои ветвистые рога к земле. Высоко поднялась тёмная речная вода – затопила весь берег. Стали просить лесные люди шамана умилостивить духов Верхнего мира. Долго слышен был стон бубна в руках шамана. Повелели духи Верхнего мира переселиться селькупам на другой берег, который был выше, но там была густая тайга. Приняли лесные люди решение духов, и стали они вновь ловить рыбу, зверя. Поговаривали старики, встретилась Олденҗэ росомаха, прыгнула на него с верхней ветки ели, не вернулся он домой. Ранним утром виднеется густой белый туман над рекой и озером. За ним, если долго смотреть, видно Белого Оленя. Всегда он следит за рыбаками, чтобы не брали они мелкой рыбы, не губили зря зверя лесного и речного. Живут на берегу этой реки рыбаки и охотники в деревне Нельмач. Ловят рыбу. Даже маленький мальчишка знает: не бери много рыбы у реки, не бери много зверя у тайги. Рыбаки думают, не покинет берег реки в Нельмаче священный Белый Олень.