Урок: По̄т па̄рла (времена года)
Коротких Г.В., Ким А.А. Уроки по языку шёшкупов, стр. 4-9.
Слова
Имена существительные:
ара́т — осень, осенью, осенний
те̄л, те̄лт, те̄лыт — день, солнце
тӯ — крыло, луч
темня́ — брат
нення́ — сестра
ма̄дыт па̄р — крыша
тя̄б — лист
нутпа̄р — небо
Имена прилагательные:
сва̄ — хороший
пӧ̄тпи̇ — тёплый
па́ди̇ — зелёный, жёлтый
те̄лымбыди̇ — светлый, солнечный
манна̄ни̇ — мой
Глаголы:
кве̄дыгу — греть
маннымбыгу — смотреть, светить э̄гу — быть ӭппыгу́ — лежать ӄалыгу́, ӄалымбыгу́ — остаться пактыгу́ — прыгнуть а̄мдыгу — сидеть ме̄гу — делать свӭ̄рыгу — идти дождю опто́дигу — прекратиться дождю |
аттэ̄дигу — ждать, караулить
кура́лгу — побежать таӄӄылгу́, таӄӄле̄шпыгу — собирать вадыгу́ — собирать (ягоду) нынӷыгу́ — стоять ӭдыгу́ — висеть ӄвӭ̄ргу — звать ча̄җыгу — идти, ехать |
Наречия:
тапте̄л — сегодня
сва̄к — хорошо
элле̄ — вниз
по̄нэ — снаружи, на улицу, на улице
Грамматика
Именительный падеж совпадает с основой слова и отвечает на вопросы «кто?» «что?».
Имя существительное в именительном (основном) падеже может использоваться в функции наречия:
кат — зима, зимой
ӧ̄дыт — весна, весной та́ыт — лето, летом ара́т — осень, осенью |
ӄарт — утро, утром
те̄лт — день, днём ӱ̄дыт — вечер, вечером пет — ночь, ночью |
Родительный падеж образуется с помощью суффикса -т (-н) от основы имени существительного и отвечает на вопросы «кого?» «чего?»[1] «какой?», например: ма́дит ӄуп — охотник (тайги человек, мадь — тайга).
Существительнные на -к, -ӈ, -п, -м теряют свой конечный согласный: кана́т пед — собачья будка (собаки будка, кана́к — собака), но́дыт кай — стерляжья уха (стерляди уха, но́дык — стерлядь).
Местно-временной падеж. Окончание -ӷыт придаёт значение «где», «в чём»: элле̄ӷыт — внизу, по̄нэӷыт — на улице, ма̄дыт па̄роӷыт — на крыше.
Исходный падеж для неодушевлённых существительных образуется с помощью суффикса –ӷынды (-ӄындо, -ӷындо) от основы имени существительного и отвечает на вопросы «откуда?» «от чего?» «из чего?»:
Мат шё̄тӄындо тӧ̄мбак. — Я из леса пришёл. Шё̄шӄула ӄвӭ̄лыӷынды по́рсэп ме̄кузат. — Селькупы из рыбы муку делали.
Пространственные послелоги употребляются с существительным в родительном падеже, например: ӧччыде́ по̄т ы̄лонд патпа́ — мальчик под дерево забрался (по̄ — дерево), ма̄дыт шунне́нҗ ӄа́дэп тадымба́т — в дом ёлку принесли (ма̄т — дом).
Па̄р — верх | Шуньдь — нутро | Ӄӧ̄ — бок | Ы̄л — дно, низ | |
Куда? | Па̄ронд
(на что-то) |
Шунне́нҗ (вовнутрь) | ӄӧ̄нд (по направлениию к) | Ы̄лонд
(под что-то) |
Где? | Па̄роӷыт
(на чём-то) |
Шуньде̄ӷыт
(в чём-то) |
Ӄӧ̄ӷыт (около, у) | Ы̄лоӷыт
(под чем-то) |
Откуда? | Па̄роӷындо (с чего-то) | Шуньде̄ӷындо (из чего-то) | Ӄӧ̄ӷындо (от чего-то) | Ы̄лоӷындо
(из-под чего-то) |
По чему? | Па̄рмыт, па̄роутты (по поверхности) | Шуньде̄мыт (по внутренней части) | Ӄӧ̄утты, ӄӧ̄мыт (по стороне) | Ы̄лмыт (понизу) |
Глагол. Результативное прошедшее время обозначает действие, произошедшее в прошлом, но имеющее значение в текущий момент, и образуется с помощью:
-суффикса -мб- после гласных (таб маннымба́ — он посмотрел; маннымбыгу́ — смотреть; манҗыгу — взглянуть)
-суффикса -б- после звонких согласных (таб по̄нэ кура́лба — он на улицу побежал; кура́лгу — побежать)
-суффикса -п- после глухих согласных (таб ӄвӭ̄лп ӄватпа́т — он рыбу поймал (наловил); ӄватку́ — добыть).
== Текст 1. Ара́т те̄л (Осенний день) ==
Тапте̄л сва̄ пӧ̄тпи те̄л.
Те̄лт кве̄да. Те̄лт сва̄к маннымба. Те̄лыт тӯла пӧ̄тпи̇ э̄ят. Нутпа̄р сва̄ э̄я. Па́ди̇ тя̄бла элле̄ӷыт эппа́т ай ма̄дыт па̄роӷыт эппа́т. Тапте̄л те̄лымбыди̇ ара́т те̄л. Манна̄ни̇ темня́ Пятро́ ай нення́ Татё́ по̄нэ э̄ят. |
Сегодня хороший тёплый день.
Солнце светит. Солнце светит ярко. Солнечные лучи тёплые. Небо голубое. Жёлтые листья внизу лежат и на доме лежат. Сегодня светлый осенний день. Мой брат Петя и сестра Таня на улице. |
Глагол: в конце слова: -а; -ат.
Существительное: в конце слова: -ла.
Прилагательное: в конце слова: -и; -ди̇.
Текст 2. Ȫдыт (Весной)
Мина̄ни̇ ма̄т ӄо́лдыт ӄӧ̄ӷыт а̄мда.
Ȫдыт варӷ ӧ̄т. Ȫт па̄роӷын олӷо́ла э̄ят. Олӷо́т па̄рот кана́к ӄалымба́. Тав манна̄ни̇ кана́м. Таб ӧрумба́. Мат кана́нд парква́п: — Белка, тӧ̄ленд ме̄ка! Белка пакта́ ӧтто̄пты. |
Наш дом у Оби стоит.
Весной большая вода. На воде льдины. На льдине собака осталась. Это моя собака. Она заблудилась. Я собаке кричу: — Белка, иди ко мне! Белка прыгнула на берег. |
Глагол: в конце слова: -а; -ап; -ленд.
в середине слова: -мб-.
Существительное: в конце слова: -ла; -м; -нд; -ты.
Текст 3. Сӭ́ри пая́га (Снежная баба)
Кат тю̄т па̄рот ко́тик сӭр эппа́.
Кыба́мыла сӭро̄ӷындо пая́п ме̄шпат. Олта́рла по̄ӄындо ме̄мбат. Сай ай пудь марко́вкаӷындо ме̄ммындат. Тав сва̄ сӭ́ри пая́ э̄я. Кыба́мыланд сва̄к э̄я. Табла́ лӭ̄рлап лӭ̄рымбат. |
Зимой на земле много снега лежит.
Дети делают из снега снеговика. Волосы сделали из прутиков. Глаза и нос сделали из морковки делают. Это хороший снеговик. Детям весело. Они поют песни. |
Глагол: в конце слова: -а; -ат.
в середине слова: -шп-; -мб- (-мм-); -нд-.
Существительное: в конце слова: -т; -ӷындо (-ӄындо); -ла; -нд; -п.
в середине слова: -ла-.
Прилагательное: в конце слова: -и.
Текст 4. Сорымҗо́ (Дождь)
Кыба́мыла мадё̄ӷыт э̄зат.
Табла́ ӄаптэ́п вадэ̄шпызат. Табла́ ӄаптэ́п кӣдыт тӣр вадымба́т. На свӭ̄раза. Табла́ сорымҗо́ӷындо по̄т ы̄лонд аттэ̄димбат. Кужа́т сорымҗо́ опто́димба, кыба́мыла кура́ннат ма̄т. |
Дети в лесу были.
Они смородину собирали. Они смородины полную набирку набрали. Пошёл дождь. Они спрятались от дождя под дерево. Когда дождь закончился, дети побежали домой. |
Глагол: в конце слова: -ат; -а.
в середине слова: -з-; -шп-; -мб-; -нн-.
Существительное: в конце слова: -ӷыт; -п; -т; -ӷындо.
Текст 5. Ара́т тя̄т (Про осень)
1.Тапо́т сва̄ ара́т э̄за, пӧ̄ э̄за.
2.Мадё̄ӷыт ко́тик свӭ̄шӄ э̄за и ко́тик чо́быр э̄за. 3.Кыба́мыла таӄӄле̄шпызат сы́рглап. 4.Табла́ ко́тик чо́бырп ай свӭ̄шӄып таӄӄылба́т. 5.Табла́ ча́гымби̇ ню̄җ ып апте́канд мемба́т. 6.Наття̄т сы́ргыӷынды лечи́мби̇ мып ме̄шпат. 7.Эльма̄дла сва̄ ӯдиттэп ме̄мбат. |
1.В этом году была хорошая осень, тепло было.
2.В лесу много орехов было и много ягод было. 3.Дети собирали травы. 4.Они много ягоды и шишек насобирали. 5.Они сухую траву в аптеку сдали. 6.Там из травы лекарство делают. 7.Дети хорошее дело сделали. |
Глагол: в конце слова: -а; -ат.
в середине слова: -з-; -е̄шп-; -б- (-мб-).
Существительное: в конце слова: -ӷыт; -п; -ӷынды.
в середине слова: -ла-.
Прилагательное: в конце слова: -и̇.
Текст 6. Шанд пот (Новый год)
1.Кыба́мыла нāдырнат на нӯльдел.
2.На Шанд пот. 3.Мāдыт шуньде̄ӷыт нынӷа́ шанд по̄ди̇ ӄāдэ. 4.Шанд по̄ди̇ ӄāдэт пāроӷын ӭда́т кве̄динди̇ ляӈга́ла: кыба́ мāдла, кыба́ нева́ла, кыба́ кана́ла. 5.Шанд по̄ди̇ ӄāдэт ӄӧ̄ӷын кыба́мыла межа́лымбат ай лӭ̄рымбат. 6.Табла́ квӭ̄решпат Ташшу́ди̇ Ара́п ай Сӭ́рыл Надэ̄п. 7.Табла́ кыба́мыланд чāҗ ат ай тадымбат табла́н ню́инди̇ мы́лап. |
1.Дети любят этот праздник.
2.Это Новый год. 3.Посреди дома стоит новогодняя ёлка. 4.На новогодней ёлке висят красивые игрушки: домики, зайчики, собачки. 5.У новогодней ёлки дети пляшут и поют. 6.Они зовут Деда Мороза и Снегурочку. 7.Они к детям приходят и приносят им конфеты. |
Глагол: в конце слова: -ат; -а.
в середине слова: -н-; -мб-; -шп-.
Существительное: в конце слова: -т; -ӷыт; -ла; -п; -нд.
в середине слова: -ла-.
Прилагательное: в конце слова: -и̇; -ди̇; -нди̇.
Задания
Ӭ̄җлап сарлел — Соедини слова
ара́т
по̄нэ па́ди̇ сӭри пая́ ӧ̄дыт те̄л сорымҗо́ шанд пот ӭппыгу́ сва̄к |
Новый год
день дождь осень, осенью, осенний лежать хорошо снежная баба весна, весной желтый, зеленый снаружи, на улицу, на улице |
Ружый таре̄дык ӭҗа́лгленд — По-русски скажи
Тапте̄л по̄нэӷыт те̄лт сва̄к маннымба. Ара́т тя̄бла манна̄ни̇ ма̄дыт па̄роӷыт эппа́т. Кыба́мыла по̄нэ маннымбат. Табла́ сӭро̄ӷындо пая́п ме̄мбат. Табла́ сорымҗо́ӷындо по̄т ы̄лонд аттэ̄димбат. На шанд пот. Шанд по̄ди̇ ӄāдэт ӄӧ̄ӷыт кыба́мыла межа́лымбат ай лӭ̄рымбат. Мāдыт шуньде̄ӷыт нынӷа́ шанд по̄ди̇ ӄāдэ.
Шё̄шӄуй таре̄дык ӭҗ а́лгленд — По-селькупски скажи
Солнце сегодня хорошо греет. Осенние листья на улице лежат. Осенью тёплые дни есть. Волосы сделали из прутиков. Нос из морковки делают. Дети смородины полную набирку набрали. Когда идёт дождь, дети бегут домой. Собака на льду осталась. Они хорошее дело сделали. Дети много ягоды и шишек насобирали.
Подбери к прилагательным подходящие существительные
Прилагательные | Существительные |
сва̄ | |
пӧ̄тпи̇ | |
па́ди̇ | |
те̄лымбыди̇ | |
шанд |
Вставьте подходящие по смыслу слова
ӧт, надэ́п, мадё̄ӷыт, сӭ́ри, ара́п, сы́рглап
Тапте̄л ________те̄л. Ӧ̄дыт варӷ _______. Тав сва̄ _______пая́ э̄я. Кыба́мыла ___________ э̄зат. Кыба́мыла таӄӄле̄шпызат _______________. Табла́ квӭ̄решпат Ташшу́ди̇ __________ ай Сӭ́рыл __________.
Вставьте правильный глагол
маннымба, аттэ̄димбат, лӭ̄рымбат, ӄалымба́, ӧрумба́, опто́димба
Те̄лт сва̄к ___________. Олӷо́т па̄рот кана́к ___________. Таб ___________. Табла́ лӭ̄рлап _______________. Табла́ сорымҗо́ӷындо по̄т ы̄лонд _______________. Кужа́т сорымҗо́ ___________, кыба́мыла кура́ннат ма̄т.
Сӭри пая́ ӄайӄындо ме̄ммындат? Из чего сделан снеговик?
Кыба́мыла _____________пая́п ме̄шпат. Сай ____________ме̄ммындат. Олта́рлап ____________ме̄мбат. Пудь _____________ме̄ммындат. О̄дла______________ме̄ммындат.
сӭро̄ӷындо, марко́вкаӷындо, по̄ӄындо.
Диалог 1
— Тат на̄дырнал та́ыт?
— Мат на̄дырнал та́ып.
— Таыт ӄанду́й те̄лла э̄кват?
— Таыт те̄лымбыди̇ те̄лла э̄кват, най сорымҗ о̄зэ те̄лла э̄кват.
— Тат ӄайм ме́шпал та́ыт?
— Мат вес те̄леӷынд по̄нэӷын э̄як.
Таыт ко́тик нынка́ла ай сыба́ла э̄кват.
Диалог 2
— Ӄанду́й чо́быр ара́т мӧ̄жэ̄шпа?
— Ара́т кара́т чо́быр ай ма́ндыт чо́быр мӧ̄жэ̄шпа.
— Тат куття̄дэле чо́бырп панэ̄шпал?
— Мат чо́бырп ӄоронҗ э̄т шунне́нҗ панэ̄шпап.
— Куття̄т манд орыве̄шпа?
— Манд няро̄ӷыт орыве̄шпа.
Диалог 3
— Ӄандуй те̄лт кат?
— Кат ташшу́ди̇ те̄лла.
— Кыба́мыла ӄайм ме̄шпат кат?
— Кыба́мыла кат о̄ӷылҗ эшпат.
Кыба́мыла кат ня́жырнат тольдисэ́.
[1] Не путать с винительным падежом: нет кого/чего, но вижу кого/что.