Чумэлӄула угот ӣр — Селькупы давным-давно: различия между версиями

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 6: Строка 6:
 
   |}
 
   |}
 
   </div>
 
   </div>
Современный язык нарымских селькупов, стр. 103.<br>
+
[[Современный язык нарымских селькупов]], стр. 103.<br>
 
''Чумэлӄу́ла уго́т ӣр — Селькупы давным-давно<br>
 
''Чумэлӄу́ла уго́т ӣр — Селькупы давным-давно<br>
 
Селявко Юлия Владимировна, Колпашево''
 
Селявко Юлия Владимировна, Колпашево''

Версия от 10:28, 29 февраля 2024

Чумэлӄу́ла уго́т ӣр

Современный язык нарымских селькупов, стр. 103.
Чумэлӄу́ла уго́т ӣр — Селькупы давным-давно
Селявко Юлия Владимировна, Колпашево

Чомбе́к / По строкам


То́пӄэл ӄа́дэрт та́ӄӄэӷэт (Ӄалпа́тӄэл, Ӄорӷэтсо́ӄӄэл, Кара́ӷэл ҷвэ́ҷэлаӷэт) ня́рымэл чумэлӄу́ла варга́т.

На севере Томской области (Колпашевский, Каргасокский, Парабельский районы) живут нарымские селькупы.

Табла́т ӄунда́ӄтэл чарҗе́ Ӄула́й ӄу́лат э̄ӽадэт.

Их предками были кулайцы.

О́ӄӄэрэмҗэл бар чумэлку́лат чат му́хтэт-гойгве́тэмҗэл тонпо́т чи́бэӷэт нагырба́дэт.

Первые сведения о селькупах восходят к концу XVI века.

Ня́рымэл чумэлӄу́лап ру́жэл гума́шкалаӷэт Пе́ӄӄэт орт квэ́рэмбэӽадэт, на́тӄо табла́ пе́гэрэл ко́блаутэ шэрбынди̇мы́п шэ́рӽадэт.

Нарымские селькупы в русских документах назывались Пегой ордой, потому что они носили пёструю меховую одежду.

Тэмӄу́ла чумэлку́ланан ӄо́блап, ӄвэлп, ти̇́ӷэл ху́рулап, фэ́шӄэп, ҷо́борп та́решпэӽадэт.

Торговцы выменивали у селькупов пушнину, рыбу, птицу, орехи, ягоды.

Хельҗь-гойгве́тэмҗэл тонпо́тӄэт а́мдэл ӄоӈт ӄу́ла чумэлӄу́лап кура́лҗэмбле ло́дэмбадэт ай хаҷме́л ӄа́лят (ясак) ме́рҗэшпэгу кура́лҗэмбадэт.

В XVII веке людя царя принудительно селькупов крестили и обложили тяжёлым ясаком (налогом).

На уру́к ко́штэл элп чумэлӄу́лан ме́мба.

Это очень ухудшило жизнь селькупов.

Ундо́ ло́дэмбэндэл чумэлӄу́ла ӄвэ́лҗулап, но́мэл ай ло́зэл чаптэ́лап иттэрба́дэт.

Несмотря на крещение, селькупы сохранили свои былины, поверья о богах и духах.

Ном ӄу́лан пялдэмба́, а Пӱ̄нэгуссэ ӄу́лап аве́шпат.

Ном людям помогает, а Пюнэгуссэлюдей ест.

Чумэлӄу́ла ӄэ́дэӷэл ӄун кӧ́дэп та́ӄӄэгу квая́шпэмбадэт.

Селькупы у шаманов болезни лечили.

Латта́рлап тыды́т кабо́ӷэт ка́гэлба́дэт.

Покойников хоронили в кежровых стволах.

Ӄал кыт (Ты́мыт), Ӄэт, Парабе́льҗэт то́мноӷэт карамо́лат пӣ калымба́.

По берегам рек Тым, Кеть, Парабель сохранились следы землянок.

Карамо́лаӷэт чул кала́лап, ту́лал ӄа́налап ай ля́ӄӄлап, кожа́рт лы́лаӷэндо ай а́штэл а́мдлаӷэндо ме́мбэл мы́лап ӄольче́шпат.

Там находили глиняную посуду, медные браслеты и серьги, предметы быта из костей мамонта и рогов оленя.

Чу́мэл җӓре́

То́пӄэл ӄа́дэрт та́ӄӄэӷэт (Ӄалпа́тӄэл, Ӄорӷэтсо́ӄӄэл, Кара́ӷэл ҷвэ́ҷэлаӷэт) ня́рымэл чумэлӄу́ла варга́т. Табла́т ӄунда́ӄтэл чарҗе́ Ӄула́й ӄу́лат э̄ӽадэт. О́ӄӄэрэмҗэл бар чумэлку́лат чат му́хтэт-гойгве́тэмҗэл тонпо́т чи́бэӷэт нагырба́дэт. Ня́рымэл чумэлӄу́лап ру́жэл гума́шкалаӷэт Пе́ӄӄэт орт квэ́рэмбэӽадэт, на́тӄо табла́ пе́гэрэл ко́блаутэ шэрбынди̇мы́п шэ́рӽадэт. Тэмӄу́ла чумэлку́ланан ӄо́блап, ӄвэлп, ти̇́ӷэл ху́рулап, фэ́шӄэп, ҷо́борп та́решпэӽадэт. Хельҗь-гойгве́тэмҗэл тонпо́тӄэт а́мдэл ӄоӈт ӄу́ла чумэлӄу́лап кура́лҗэмбле ло́дэмбадэт ай хаҷме́л ӄа́лят (ясак) ме́рҗэшпэгу кура́лҗэмбадэт. На уру́к ко́штэл элп чумэлӄу́лан ме́мба. Ундо́ ло́дэмбэндэл чумэлӄу́ла ӄвэ́лҗулап, но́мэл ай ло́зэл чаптэ́лап иттэрба́дэт. Ном ӄу́лан пялдэмба́, а Пӱ̄нэгуссэ ӄу́лап аве́шпат. Чумэлӄу́ла ӄэ́дэӷэл ӄун кӧ́дэп та́ӄӄэгу квая́шпэмбадэт. Латта́рлап тыды́т кабо́ӷэт ка́гэлба́дэт. Ӄал кыт (Ты́мыт), Ӄэт, Парабе́льҗэт то́мноӷэт карамо́лат пӣ калымба́. Карамо́лаӷэт чул кала́лап, ту́лал ӄа́налап ай ля́ӄӄлап, кожа́рт лы́лаӷэндо ай а́штэл а́мдлаӷэндо ме́мбэл мы́лап ӄольче́шпат.

По-русски

На севере Томской области (Колпашевский, Каргасокский, Парабельский районы) живут нарымские селькупы. Их предками были кулайцы. Первые сведения о селькупах восходят к концу XVI века. Нарымские селькупы в русских документах назывались Пегой ордой, потому что они носили пёструю меховую одежду. Торговцы выменивали у селькупов пушнину, рыбу, птицу, орехи, ягоды. В XVII веке людя царя принудительно селькупов крестили и обложили тяжёлым ясаком (налогом). Это очень ухудшило жизнь селькупов. Несмотря на крещение, селькупы сохранили свои былины, поверья о богах и духах. Ном людям помогает, а Пюнэгуссэлюдей ест. Селькупы у шаманов болезни лечили. Покойников хоронили в кежровых стволах. По берегам рек Тым, Кеть, Парабель сохранились следы землянок. Там находили глиняную посуду, медные браслеты и серьги, предметы быта из костей мамонта и рогов оленя.