Шёшкупский морфемный словарь: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(Новая страница: «{| |-Окончание|Часть речи|Значение, местоимение, вопрос|Примеры |--а|глагол|Он, она, оно|(что...») |
|||
| (не показано 9 промежуточных версий этого же участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
| − | + | Коротких Г.В., Ким А.А. [[Уроки по языку шёшкупов]]. Томск: Вайар, 2019. — 40 с. — c. 31-37. | |
| − | + | ||
| − | + | Шё̄шӄуй ӭ̄җлат пеле̄ккалат ӭ̄җысат — Шёшкупский морфемный словарь (словарь частей слов). | |
| − | | | + | В помощь для перевода текстов ''с шёшкупского на русский''. После каждого текста в уроках приведены все суффиксы существительных и глаголов. С помощью данного словаря произведите самостоятельно разбор всех текстов: выделяйте окончания и суффиксы в каждом слове, начиная с конца. |
| − | |- | + | |
| − | |-- | + | {| class="ruen_content" |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | !Окончание |
| − | |- | + | !Часть речи |
| − | |- | + | !Значение, местоимение, вопрос |
| − | |- | + | !Примеры |
| − | |- | + | |- |
| − | | | + | | -а |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Он, она, оно (что делает?) |
| − | |- | + | |Таб ти̇ тӧ̄ккуза — Он сюда приходил |
| − | |-- | + | |Ма̄да нӧ̄шпа — Дверь открывается |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -авыт |
| − | |-- | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Мы (что делаем?) |
| − | |-- | + | |Ми̇ по̄нэӷыт куралешпа́выт — Мы по улице бегаем |
| − | | | + | |- |
| − | |- | + | | -а̄ӷи̇ |
| − | | | + | |глагол |
| − | |- | + | |Они двое (что делают?) |
| − | |- | + | |Шэд кана́к мӯдэшпа̄ӷи̇ — Две собаки лают |
| − | | | + | |- |
| − | |-- | + | | -а̄дыт |
| − | | | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Они (что делают?) |
| − | |-- | + | |Та́быт тя̄т ми̇́гнут че̄ньчыза̄дыт — О ней нам рассказывали |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ай |
| − | | | + | |глагол |
| − | |- | + | |Мы двое (что делаем?) |
| − | |- | + | |Ми̇ оккырмыӷын ӯдизай — Мы (двое) вместе работали |
| − | |- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ак |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Я (что делаю?) |
| − | |- | + | |Мат о̄ӷолалҗэнҗак — Я буду учиться |
| − | |-- | + | |Мат ӄонда́лбак — я сплю |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ал |
| − | |-- | + | |глагол |
| − | | | + | |Ты (что именно делаешь?) |
| − | |- | + | |Тат ӄайп ме̄шпындал? — Ты что делаешь? |
| − | | | + | |Тат а́псып тараза́ тавымба́л? — Ты продукты ещё не купил? |
| − | | | + | |- |
| − | | | + | | -али |
| − | |- | + | |глагол |
| − | | | + | |Вы двое (что делаете?) |
| − | |- | + | |Ти̇ тальде̄л ӄарт тӧ̄зали — Вы двое вчера рано ушли |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -алт |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -алыт |
| − | |-- | + | |глагол |
| − | + | |Вы (что делаете?) | |
| − | |-- | + | |Ӄайп нульде̄лӷыт мерымба́лт? — Что вы на празднике продали? |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ам |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |- | + | |Я (что именно делаю?) |
| − | |-- | + | |Мат ӄвӭ̄лп ӄватпа́м — Я рыбу поймал |
| − | |-- | + | |Мат тортына́грып то̄рнам — Я книгу читаю |
| − | |-- | + | |- |
| − | | | + | | -анд |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |- | + | |Ты (что делаешь?) |
| − | |-- | + | |Ӄужа́т па́ралҗанд? — Когда возвращаешься? |
| − | |-- | + | |Ӄайӄо̄ парква́нд? — Почему кричишь? |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ап |
| − | | | + | |глагол |
| − | |- | + | |Я (что именно делаю?) |
| − | |-- | + | |Мат кӧ́ндып саре̄нҗап — Я коня привяжу |
| − | |-- | + | |Мат ӄабо́рӷоп пе̄рнап — Я рубашку ищу |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -ат |
| − | | | + | |глагол |
| − | |- | + | |Они (что делают?) |
| − | | | + | |Кыба̄мыла орыве̄шпат — Дети растут |
| − | |-- | + | |Табла кыге́мыт ча̄җат — Они по речке плывут |
| − | + | |- | |
| − | |- | + | | -ат |
| − | |-- | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Он, она, оно (что именно делает?) |
| − | |-- | + | |Надэ́лика Ӄо́лдып рису́ешпат — Девочка Обь рисует |
| − | |-- | + | |Таб лага́п ӄомба́т — Она клубок нашла |
| − | | | + | |- |
| − | | | + | | -аут |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |- | + | |Мы (что делаем?) |
| − | |-- | + | |Ми̇ лӭ̄ргу кодо́вымҗаут — Мы петь готовимся |
| − | |-- | + | |- |
| − | |- | + | | -б- |
| − | |- | + | |глагол |
| − | |-- | + | |Что сделано? Что произошло? |
| − | |-- | + | |Вес ӄванба́т — Все ушли |
| − | |- | + | |Кы́ска эннэ̄ пактырба́ — Кошка наверх запрыгнула |
| − | |-- | + | |- |
| − | |-- | + | | -выт |
| − | |-- | + | |существит. |
| − | |- | + | |По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? |
| − | |-- | + | |Ти̇̄т нутпа̄ровыт ча̄җа — Туча по небу идёт |
| − | | | + | |- |
| − | | | + | | -галк |
| − | |- | + | |существит. |
| − | |- | + | |Без кого? Без чего? |
| − | |-- | + | |Шудерна́лагалк, ма̄далагалк ти̇̄р то̄лма̄т ӄӯлазэ э̄я — Без окон, без дверей полна горница людей |
| − | |-- | + | |- |
| − | |--э̄нҗ | + | | -гу |
| − | + | |глагол | |
| + | |Что делать? Что сделать? — начальная форма глагола | ||
| + | |Мат ва́ттып пе̄ӷылгу кыга́к — Я дорогу отыскать хочу | ||
| + | |Табла́ чо́бырп вадыгу́ ӄванба́т — Они ягоду собирать пошли | ||
| + | |- | ||
| + | | -гу- | ||
| + | |- | ||
| + | | -г- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Постоянное действие | ||
| + | |Ма̄дыргуза̄дыт — они всё время просили | ||
| + | |Куша́к камбырка́к, куҗа́лгак, ӄонда́лгак. — Сколько поплаваю, улягусь спать, посплю (постоянно). | ||
| + | |- | ||
| + | | -гыди̇ | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Не имеющий чего? | ||
| + | |Са́йгыди ӄуп ӄаймназа́ ӄолдя́т — Слепой человек ничего не видит (сай — глаз) | ||
| + | |а̄мдыгыди̇ — безрогий (амд — рога) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷынды | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷындо | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷынди̇ | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Откуда? От чего? Из чего? | ||
| + | |Мат Чамҗэй то̄ӷынды Ӄалпа́тынд медымба́к — Я из Чажемто (из Лягушачьего озера) в Колпашево добрался | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷыт | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Где? в чём? | ||
| + | |Ӄвӭ̄л кы́ӷыт ӯрна — Рыба в реке плавает | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷынд | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Куда? К кому? Кому? | ||
| + | |Ми̇на̄ни̇ э̄дэӷынд ӄунда́ӄӄыт ча̄җыгу — В нашу деревню далеко ехать | ||
| + | |Азе́ӷынд, аве́ӷынд ко́тик по̄т а̄зымба — Моему отцу, моей матери много лет стало | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӷӭдӭл | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Не имеющий чего? | ||
| + | |О́рӷӭдӭл ӄуп — бессильный человек | ||
| + | |- | ||
| + | | -ди̇ | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делающий? Что сделавший? | ||
| + | |о̄ӷолҗыди̇ ӄуп — учитель [учащий человек, о̄ӷолҗыгу — научить, привыкнуть] | ||
| + | |мӧ́жэмбыди̇ чо́быр — спелая, поспевшая ягода (мӧ́жэмбыгу — поспеть) | ||
| + | |- | ||
| + | | -е̄шп- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Настоящее время | ||
| + | |Ми̇ пӯнлап таӄӄыле̄шпавыт — Мы грибы собираем | ||
| + | |- | ||
| + | | -җ- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Будущее время | ||
| + | |Мат аза́ амҗа́п ва́деп — Я не съем мясо (амгу́ — съесть) | ||
| + | |- | ||
| + | | -җэнҗ- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Будущее время | ||
| + | |Нева́ то̄ ӄура́лҗэнҗа — заяц прочь убежит (ӄура́лгу — побежать) | ||
| + | |- | ||
| + | | -з- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Прошедшее время | ||
| + | |Ми̇ пондэпо̄т пӯнлап таӄӄылза́выт — Мы в прошлом году грибы собирали | ||
| + | |- | ||
| + | | -зуй | ||
| + | |- | ||
| + | | -зей | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Имеющий что? | ||
| + | |Танзу́й кыба́йчэ — Умный ребёнок (тан — ум) | ||
| + | |- | ||
| + | | -зэ | ||
| + | |существит. | ||
| + | |С кем? с чем? Кем? чем? | ||
| + | |Мат сола́зэ авыре̄шпак — Я ложкой ем | ||
| + | |Таб ӄвӭ̄зи̇ ти́бып салзэ ӄатэ́лешпат — Он гвоздь молотком забивает | ||
| + | |- | ||
| + | | -и̇ | ||
| + | |- | ||
| + | | -и | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Какой? Что делающий? | ||
| + | |Ма́ди̇ ӄуп кана́лап вары́т. | ||
| + | |— Охотник [лесной человек, мадь — тайга] собак держит. | ||
| + | |О̄ӷолҗэшпи̇ кыба́мыла — ученики [учащиеся дети, о̄ӷолҗэшпыгу — учиться] | ||
| + | |ӄа́рлай о́ли — косматый (ол — голова) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ий | ||
| + | |- | ||
| + | | -й | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Какой? | ||
| + | |Сыбындя́й ӧр — свиное сало | ||
| + | |Ӄо́рӷий пая́ — медведица | ||
| + | |- | ||
| + | | -ка- | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Уменьшительно-ласкательный суффикс | ||
| + | |Ӄо́рӷыка — медвежонок | ||
| + | |Тюмбанэ̄ка — волчонок | ||
| + | |- | ||
| + | | -калк | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Без кого? Без чего? | ||
| + | |маткалк — без меня | ||
| + | |кана́ккалк — без собаки | ||
| + | |- | ||
| + | | -кку- | ||
| + | |- | ||
| + | | -ку- | ||
| + | |- | ||
| + | | -кв- | ||
| + | |- | ||
| + | | -кк- | ||
| + | |- | ||
| + | | -к- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Постоянное действие | ||
| + | |Ого́т ми неве́дачукусаут — Раньше мы неводили [постоянно] | ||
| + | |Таштып кандук нэмдыква́т? — Тебя как зовут [всегда]? | ||
| + | |- | ||
| + | | -ку | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делать? | ||
| + | |Кватку́ — добыть зверя | ||
| + | |койва́тку — кружиться | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӄынд | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Куда? | ||
| + | |Ма̄тӄынд медымба́к — Я к себе домой добрался | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӄынды | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӄындо | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӄынди̇ | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Откуда? От чего? Из чего? | ||
| + | |Ма̄тӄындо ӯдиттэнд ӄо́штый ват э̄я — Из дома на работу плохая дорога | ||
| + | |- | ||
| + | | -ӄыт | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Где? в чём? | ||
| + | |Ма̄тӄыт а̄мдак — дома (в доме) сижу | ||
| + | | | ||
| + | |- | ||
| + | | -л | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Какой? | ||
| + | |Лыпра́л нэ̄га — тряпичная кукла | ||
| + | |- | ||
| + | | -ла | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Множественное число | ||
| + | |Невāла тоблáзэ межāлбыккузат, одлáндзэ мо́ттызат, ӄōлазэ ла́имбыккузат. | ||
| + | |Зайцы ногами пляшут, руками своими хлопают, ушами шевелят. | ||
| + | |- | ||
| + | | -лаг | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Сравнительная степень | ||
| + | |Пыргла́г — повыше (пырг — высокий) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ла̄дыс | ||
| + | |- | ||
| + | | -ла̄дыст | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Они (желательное наклонение) | ||
| + | |Сӯруп ӄай ӄвалла̄дыс, на сӯруп та̄дыккуза̄дыт табни̇. — Зверя какого добудут, этого зверя принсили ей. | ||
| + | |- | ||
| + | | -лакс | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Желательное наклонение (я) | ||
| + | |Тонд ӄвалла́кс, то̄ӷыт по́ӄӄлап поллепс. — На озеро уеду, на озере сети поставлю (ӄвангу́ — уехать, по́тку — поставить сеть) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ле | ||
| + | |глагол и существит. | ||
| + | |Что делая? | ||
| + | |Пӧ̄дле а̄зымба — потеплело (потеплев стало) | ||
| + | |- | ||
| + | | -лебе | ||
| + | |- | ||
| + | | -левле | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что сделав? | ||
| + | |На ӣлебе, ӄоромҗэн палле́с — так взяв, в лукошко положишь (ӣгу — взять) | ||
| + | |- | ||
| + | | -лел | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делай? (просьба) | ||
| + | |Сола́п ме́ка меле́л — ложку мне дай (мегу́ — дать) | ||
| + | |- | ||
| + | | -лелт | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делайте? (просьба) | ||
| + | |Сола́п ме́ка меле́лт — ложку мне дайте (мегу́ — дать) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ленд | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делай? (просьба) | ||
| + | |Массэ́ шарва́тпленд — со мной разговаривай (шарва́тпугу — разговаривать) | ||
| + | |- | ||
| + | | -лепс | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Желательное наклонение (я, объектное спряжение) | ||
| + | |Тӧ̄ллакс то̄нд, андо́м ӱ̄гуллепс. — Приезжаю на озеро, обласок вытаскиваю. | ||
| + | |- | ||
| + | | -лес | ||
| + | |- | ||
| + | | -лест | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Желательное наклонение (ты) | ||
| + | |Неве́дам няӄӄыллес, ӄвӭ̄лп ӄвалле́с. — Невод вытянешь, рыбу добудешь (няӄӄылгу — вытянуть, ӄватку́ — добыть) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ли | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делайте? (просьба к двоим) | ||
| + | |Ыг кӧ̄дли, ко́тик пот варкли — не болейте (вы двое), много лет живите (вы двое) | ||
| + | |- | ||
| + | | -ль | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Какой? | ||
| + | |Сӯруль тан — звериный ум (сӯруп — зверь) | ||
| + | |- | ||
| + | | -льдига | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Уменьшительно-ласкательный суффикс | ||
| + | |Кыбы́льдига — малюсенький, | ||
| + | |кыба — маленький | ||
| + | |- | ||
| + | | -м | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кого? что? | ||
| + | |Ва́дим мāт ӄваннымбат — Мясо домой принесли. | ||
| + | |- | ||
| + | | -мб- | ||
| + | |- | ||
| + | | -мм- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что сделано? Что произошло? | ||
| + | |Мат тӧ̄мбак — я пришёл. | ||
| + | |Ма̄да нӧ̄мба — дверь открыта. | ||
| + | |- | ||
| + | | -мд | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кого? что? | ||
| + | |Ни́дэт онэ́нҗ темня́мд мат тят — Поцелуй своего брата за меня | ||
| + | |- | ||
| + | | -мҗэ̄ли | ||
| + | |числительн. | ||
| + | |Который по счёту? | ||
| + | |Шэдэмҗэ̄ли — второй | ||
| + | |- | ||
| + | | -мыт | ||
| + | |существит. | ||
| + | |По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? | ||
| + | |Ӧт па́рмыт анд ча̄җа — по поверхности воды лодка плывёт | ||
| + | |- | ||
| + | | -н | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кого? чего? | ||
| + | |Лоӷа́лан квая́ — лисоферма (лисиц двор, лоӷа́ — лисица) | ||
| + | |- | ||
| + | | -н- | ||
| + | |- | ||
| + | | -нн- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Соединительный согласный | ||
| + | |Табла кура́ннат — они побежали | ||
| + | |- | ||
| + | | -нан | ||
| + | |существит. | ||
| + | |У кого? | ||
| + | |Арáт невáланан шанд тар орывēшпа. | ||
| + | |— Осенью у зайцев новая шерсть растёт | ||
| + | |- | ||
| + | | -нандо | ||
| + | |существит. | ||
| + | |От кого? | ||
| + | |Нева́ лоӷа́нандо кӯнымба. — Заяц от лисы убежал. | ||
| + | |- | ||
| + | | -нанҗ | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что ты будешь делать? | ||
| + | |Тат куття̄т ӄвана́нҗ? — Ты куда пойдёшь? | ||
| + | |- | ||
| + | | -на̄ни̇ | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Местоим. | ||
| + | |Чей? У кого? | ||
| + | |Манна̄ни̇ — мой | ||
| + | |Ӄорӷына̄ни̇ тальдь — медвежий хвост (у медведя) | ||
| + | |- | ||
| + | | -нд | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Куда? Во что? На что? | ||
| + | |Ми то̄нд медымба́выт — Мы к озеру подошли | ||
| + | |- | ||
| + | | -нд- | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Лично-притяжательное склонение | ||
| + | |Ӄорӷ одла́ндсэ сырп ора́лбат. | ||
| + | |— Медведь своими лапами корову схватил. | ||
| + | |- | ||
| + | | -нди̇ | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Что делающий? Какой? | ||
| + | |Сӧ̄дэшпынди̇ налӄу́п — швея (шьющая женщина) | ||
| + | |О̄ӷылҗэшпынди̇ ӄуп — учитель (учащий человек) | ||
| + | |- | ||
| + | | -нҗ- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Будущее время | ||
| + | |Ка́дыка тӧ̄нҗа, сва̄ нульде́л э̄нҗа. | ||
| + | |— Ёлочка придёт, хороший праздник будет. | ||
| + | |- | ||
| + | | -не | ||
| + | |- | ||
| + | | -ни̇ | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кому? К кому? | ||
| + | |ӄу́мни̇ — человеку | ||
| + | |Таб ара́гани̇ пялдымбат — Она деду помогает | ||
| + | |- | ||
| + | | -нэ- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Сослагательное наклонение («бы») | ||
| + | |Мат тӧ̄нэ — я бы пришёл | ||
| + | |Пё̄й пая́ сӯруп мекнэ́т — Каменная баба зверей давала бы всё время. | ||
| + | |- | ||
| + | | -п | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кого? что? | ||
| + | |Мат āчыдеп ӄонҗырна́п — Я оленя вижу. | ||
| + | |- | ||
| + | | -с- | ||
| + | |- | ||
| + | | -с | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Прошедшее время | ||
| + | |Табла́ нева́п нё̄дыса́дыт — они зайца гнали (нё̄дыгу — гнать) | ||
| + | |Ве́рка ӧргумба́, кундок ча̄җыс — Верка заблудилась, долго шла | ||
| + | |- | ||
| + | | -суй | ||
| + | |- | ||
| + | | -сэй | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |Имеющий что? | ||
| + | |Орсуй ма́дур — сильный богатырь (ор — сила) | ||
| + | |- | ||
| + | | -сэ | ||
| + | |существит. | ||
| + | |С кем? с чем? Кем? чем? | ||
| + | |Кыба́мыла кат няжырнат тольдисэ́. — Дети зимой катаются на лыжах. | ||
| + | |- | ||
| + | | -т | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Кого? чего? какой? Чей? | ||
| + | |Ӄо́рӷыт соӄ — медвежий (медведя) мыс | ||
| + | |варӷо́лт анд — лодка начальника | ||
| + | |- | ||
| + | | -т | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Что делай? (просьба) | ||
| + | |Ти̇̄ пант — сюда положи | ||
| + | |Нап ыг ӣшпет — это не бери | ||
| + | |- | ||
| + | | -тӄо | ||
| + | |существит. | ||
| + | |Для кого? Для чего? За кем? за чем? По что? О ком? О чём? | ||
| + | |ӧ́тӄо — за водой, по воду | ||
| + | |по̄тӄо — за дровами, по дрова | ||
| + | |чо́быртӄо — за ягодой, по ягоду | ||
| + | |пу́нлатӄо — за грибами, по грибы | ||
| + | |- | ||
| + | | -утты | ||
| + | |существит. | ||
| + | |По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? | ||
| + | |Ӄӧ̄шӄленд онҗ ватто́утты! [ӄо́рӷыни̇] — Иди своей дорогой! [медведю] = по своей дороге | ||
| + | |- | ||
| + | | -ч- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Будущее время | ||
| + | |Мат ӄвӭ̄лп ӄвача́м — я рыбу добуду (ӄватку́ — добыть) | ||
| + | |- | ||
| + | | -чкалаг | ||
| + | |- | ||
| + | | -чкалак | ||
| + | |- | ||
| + | | -чикак | ||
| + | |- | ||
| + | | -чкала̄гык | ||
| + | |прилагат. | ||
| + | |наречие | ||
| + | |Сравнительная степень | ||
| + | |пы́ргычкалаг — выше, повыше (пырг — высокий) | ||
| + | |сва̄чикак — лучше, лучший (сва̄ӄ — хорошо) | ||
| + | |- | ||
| + | | -чы- | ||
| + | |- | ||
| + | | -ччы- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Глагол, образованный от существительного | ||
| + | |Ӄвӭ̄лчыгу — рыбачить (ӄвӭ̄л — рыба) | ||
| + | |Табе̄ччыгу — белковать (табе́к — белка) | ||
| + | |- | ||
| + | | -шп- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Несовершенный вид, длящееся действие | ||
| + | |Мат кат рису́ишпап — Я зиму рисую | ||
| + | |Мат кат рису́ишпызап — Я зиму рисовал | ||
| + | |- | ||
| + | | -штыя | ||
| + | |существит. | ||
| + | |местоим. | ||
| + | |Двойственное число | ||
| + | |Табыштыя́ вес амба̄ӷи̇ — Они двое всё съели (таб — он, она). | ||
| + | |- | ||
| + | | -э̄нҗ- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Будущее время | ||
| + | |Кат мяннэ́нҗа, пӧ̄дле кватэ́нҗа. | ||
| + | |— Зима пройдёт, потеплеет. | ||
| + | |- | ||
| + | | -э̄шп- | ||
| + | |глагол | ||
| + | |Настоящее время | ||
| + | |Таб та́ыт ӄаптэ́п вадэ̄шпат. | ||
| + | |— Она летом смородину собирает. | ||
|} | |} | ||
| + | [[Категория:Уроки по языку шёшкупов]] | ||
| + | [[Категория:Словари]] | ||
| + | [[Категория:Шёшкупский]] | ||
Текущая версия от 08:41, 7 октября 2023
Коротких Г.В., Ким А.А. Уроки по языку шёшкупов. Томск: Вайар, 2019. — 40 с. — c. 31-37.
Шё̄шӄуй ӭ̄җлат пеле̄ккалат ӭ̄җысат — Шёшкупский морфемный словарь (словарь частей слов). В помощь для перевода текстов с шёшкупского на русский. После каждого текста в уроках приведены все суффиксы существительных и глаголов. С помощью данного словаря произведите самостоятельно разбор всех текстов: выделяйте окончания и суффиксы в каждом слове, начиная с конца.
| Окончание | Часть речи | Значение, местоимение, вопрос | Примеры | |||
|---|---|---|---|---|---|---|
| -а | глагол | Он, она, оно (что делает?) | Таб ти̇ тӧ̄ккуза — Он сюда приходил | Ма̄да нӧ̄шпа — Дверь открывается | ||
| -авыт | глагол | Мы (что делаем?) | Ми̇ по̄нэӷыт куралешпа́выт — Мы по улице бегаем | |||
| -а̄ӷи̇ | глагол | Они двое (что делают?) | Шэд кана́к мӯдэшпа̄ӷи̇ — Две собаки лают | |||
| -а̄дыт | глагол | Они (что делают?) | Та́быт тя̄т ми̇́гнут че̄ньчыза̄дыт — О ней нам рассказывали | |||
| -ай | глагол | Мы двое (что делаем?) | Ми̇ оккырмыӷын ӯдизай — Мы (двое) вместе работали | |||
| -ак | глагол | Я (что делаю?) | Мат о̄ӷолалҗэнҗак — Я буду учиться | Мат ӄонда́лбак — я сплю | ||
| -ал | глагол | Ты (что именно делаешь?) | Тат ӄайп ме̄шпындал? — Ты что делаешь? | Тат а́псып тараза́ тавымба́л? — Ты продукты ещё не купил? | ||
| -али | глагол | Вы двое (что делаете?) | Ти̇ тальде̄л ӄарт тӧ̄зали — Вы двое вчера рано ушли | |||
| -алт | ||||||
| -алыт | глагол | Вы (что делаете?) | Ӄайп нульде̄лӷыт мерымба́лт? — Что вы на празднике продали? | |||
| -ам | глагол | Я (что именно делаю?) | Мат ӄвӭ̄лп ӄватпа́м — Я рыбу поймал | Мат тортына́грып то̄рнам — Я книгу читаю | ||
| -анд | глагол | Ты (что делаешь?) | Ӄужа́т па́ралҗанд? — Когда возвращаешься? | Ӄайӄо̄ парква́нд? — Почему кричишь? | ||
| -ап | глагол | Я (что именно делаю?) | Мат кӧ́ндып саре̄нҗап — Я коня привяжу | Мат ӄабо́рӷоп пе̄рнап — Я рубашку ищу | ||
| -ат | глагол | Они (что делают?) | Кыба̄мыла орыве̄шпат — Дети растут | Табла кыге́мыт ча̄җат — Они по речке плывут | ||
| -ат | глагол | Он, она, оно (что именно делает?) | Надэ́лика Ӄо́лдып рису́ешпат — Девочка Обь рисует | Таб лага́п ӄомба́т — Она клубок нашла | ||
| -аут | глагол | Мы (что делаем?) | Ми̇ лӭ̄ргу кодо́вымҗаут — Мы петь готовимся | |||
| -б- | глагол | Что сделано? Что произошло? | Вес ӄванба́т — Все ушли | Кы́ска эннэ̄ пактырба́ — Кошка наверх запрыгнула | ||
| -выт | существит. | По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? | Ти̇̄т нутпа̄ровыт ча̄җа — Туча по небу идёт | |||
| -галк | существит. | Без кого? Без чего? | Шудерна́лагалк, ма̄далагалк ти̇̄р то̄лма̄т ӄӯлазэ э̄я — Без окон, без дверей полна горница людей | |||
| -гу | глагол | Что делать? Что сделать? — начальная форма глагола | Мат ва́ттып пе̄ӷылгу кыга́к — Я дорогу отыскать хочу | Табла́ чо́бырп вадыгу́ ӄванба́т — Они ягоду собирать пошли | ||
| -гу- | ||||||
| -г- | глагол | Постоянное действие | Ма̄дыргуза̄дыт — они всё время просили | Куша́к камбырка́к, куҗа́лгак, ӄонда́лгак. — Сколько поплаваю, улягусь спать, посплю (постоянно). | ||
| -гыди̇ | прилагат. | Не имеющий чего? | Са́йгыди ӄуп ӄаймназа́ ӄолдя́т — Слепой человек ничего не видит (сай — глаз) | а̄мдыгыди̇ — безрогий (амд — рога) | ||
| -ӷынды | ||||||
| -ӷындо | ||||||
| -ӷынди̇ | существит. | Откуда? От чего? Из чего? | Мат Чамҗэй то̄ӷынды Ӄалпа́тынд медымба́к — Я из Чажемто (из Лягушачьего озера) в Колпашево добрался | |||
| -ӷыт | существит. | Где? в чём? | Ӄвӭ̄л кы́ӷыт ӯрна — Рыба в реке плавает | |||
| -ӷынд | существит. | Куда? К кому? Кому? | Ми̇на̄ни̇ э̄дэӷынд ӄунда́ӄӄыт ча̄җыгу — В нашу деревню далеко ехать | Азе́ӷынд, аве́ӷынд ко́тик по̄т а̄зымба — Моему отцу, моей матери много лет стало | ||
| -ӷӭдӭл | прилагат. | Не имеющий чего? | О́рӷӭдӭл ӄуп — бессильный человек | |||
| -ди̇ | глагол | Что делающий? Что сделавший? | о̄ӷолҗыди̇ ӄуп — учитель [учащий человек, о̄ӷолҗыгу — научить, привыкнуть] | мӧ́жэмбыди̇ чо́быр — спелая, поспевшая ягода (мӧ́жэмбыгу — поспеть) | ||
| -е̄шп- | глагол | Настоящее время | Ми̇ пӯнлап таӄӄыле̄шпавыт — Мы грибы собираем | |||
| -җ- | глагол | Будущее время | Мат аза́ амҗа́п ва́деп — Я не съем мясо (амгу́ — съесть) | |||
| -җэнҗ- | глагол | Будущее время | Нева́ то̄ ӄура́лҗэнҗа — заяц прочь убежит (ӄура́лгу — побежать) | |||
| -з- | глагол | Прошедшее время | Ми̇ пондэпо̄т пӯнлап таӄӄылза́выт — Мы в прошлом году грибы собирали | |||
| -зуй | ||||||
| -зей | прилагат. | Имеющий что? | Танзу́й кыба́йчэ — Умный ребёнок (тан — ум) | |||
| -зэ | существит. | С кем? с чем? Кем? чем? | Мат сола́зэ авыре̄шпак — Я ложкой ем | Таб ӄвӭ̄зи̇ ти́бып салзэ ӄатэ́лешпат — Он гвоздь молотком забивает | ||
| -и̇ | ||||||
| -и | прилагат. | Какой? Что делающий? | Ма́ди̇ ӄуп кана́лап вары́т. | — Охотник [лесной человек, мадь — тайга] собак держит. | О̄ӷолҗэшпи̇ кыба́мыла — ученики [учащиеся дети, о̄ӷолҗэшпыгу — учиться] | ӄа́рлай о́ли — косматый (ол — голова) |
| -ий | ||||||
| -й | прилагат. | Какой? | Сыбындя́й ӧр — свиное сало | Ӄо́рӷий пая́ — медведица | ||
| -ка- | существит. | Уменьшительно-ласкательный суффикс | Ӄо́рӷыка — медвежонок | Тюмбанэ̄ка — волчонок | ||
| -калк | существит. | Без кого? Без чего? | маткалк — без меня | кана́ккалк — без собаки | ||
| -кку- | ||||||
| -ку- | ||||||
| -кв- | ||||||
| -кк- | ||||||
| -к- | глагол | Постоянное действие | Ого́т ми неве́дачукусаут — Раньше мы неводили [постоянно] | Таштып кандук нэмдыква́т? — Тебя как зовут [всегда]? | ||
| -ку | глагол | Что делать? | Кватку́ — добыть зверя | койва́тку — кружиться | ||
| -ӄынд | существит. | Куда? | Ма̄тӄынд медымба́к — Я к себе домой добрался | |||
| -ӄынды | ||||||
| -ӄындо | ||||||
| -ӄынди̇ | существит. | Откуда? От чего? Из чего? | Ма̄тӄындо ӯдиттэнд ӄо́штый ват э̄я — Из дома на работу плохая дорога | |||
| -ӄыт | существит. | Где? в чём? | Ма̄тӄыт а̄мдак — дома (в доме) сижу | |||
| -л | прилагат. | Какой? | Лыпра́л нэ̄га — тряпичная кукла | |||
| -ла | существит. | Множественное число | Невāла тоблáзэ межāлбыккузат, одлáндзэ мо́ттызат, ӄōлазэ ла́имбыккузат. | Зайцы ногами пляшут, руками своими хлопают, ушами шевелят. | ||
| -лаг | прилагат. | Сравнительная степень | Пыргла́г — повыше (пырг — высокий) | |||
| -ла̄дыс | ||||||
| -ла̄дыст | глагол | Они (желательное наклонение) | Сӯруп ӄай ӄвалла̄дыс, на сӯруп та̄дыккуза̄дыт табни̇. — Зверя какого добудут, этого зверя принсили ей. | |||
| -лакс | глагол | Желательное наклонение (я) | Тонд ӄвалла́кс, то̄ӷыт по́ӄӄлап поллепс. — На озеро уеду, на озере сети поставлю (ӄвангу́ — уехать, по́тку — поставить сеть) | |||
| -ле | глагол и существит. | Что делая? | Пӧ̄дле а̄зымба — потеплело (потеплев стало) | |||
| -лебе | ||||||
| -левле | глагол | Что сделав? | На ӣлебе, ӄоромҗэн палле́с — так взяв, в лукошко положишь (ӣгу — взять) | |||
| -лел | глагол | Что делай? (просьба) | Сола́п ме́ка меле́л — ложку мне дай (мегу́ — дать) | |||
| -лелт | глагол | Что делайте? (просьба) | Сола́п ме́ка меле́лт — ложку мне дайте (мегу́ — дать) | |||
| -ленд | глагол | Что делай? (просьба) | Массэ́ шарва́тпленд — со мной разговаривай (шарва́тпугу — разговаривать) | |||
| -лепс | глагол | Желательное наклонение (я, объектное спряжение) | Тӧ̄ллакс то̄нд, андо́м ӱ̄гуллепс. — Приезжаю на озеро, обласок вытаскиваю. | |||
| -лес | ||||||
| -лест | глагол | Желательное наклонение (ты) | Неве́дам няӄӄыллес, ӄвӭ̄лп ӄвалле́с. — Невод вытянешь, рыбу добудешь (няӄӄылгу — вытянуть, ӄватку́ — добыть) | |||
| -ли | глагол | Что делайте? (просьба к двоим) | Ыг кӧ̄дли, ко́тик пот варкли — не болейте (вы двое), много лет живите (вы двое) | |||
| -ль | прилагат. | Какой? | Сӯруль тан — звериный ум (сӯруп — зверь) | |||
| -льдига | прилагат. | существит. | Уменьшительно-ласкательный суффикс | Кыбы́льдига — малюсенький, | кыба — маленький | |
| -м | существит. | Кого? что? | Ва́дим мāт ӄваннымбат — Мясо домой принесли. | |||
| -мб- | ||||||
| -мм- | глагол | Что сделано? Что произошло? | Мат тӧ̄мбак — я пришёл. | Ма̄да нӧ̄мба — дверь открыта. | ||
| -мд | существит. | Кого? что? | Ни́дэт онэ́нҗ темня́мд мат тят — Поцелуй своего брата за меня | |||
| -мҗэ̄ли | числительн. | Который по счёту? | Шэдэмҗэ̄ли — второй | |||
| -мыт | существит. | По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? | Ӧт па́рмыт анд ча̄җа — по поверхности воды лодка плывёт | |||
| -н | существит. | Кого? чего? | Лоӷа́лан квая́ — лисоферма (лисиц двор, лоӷа́ — лисица) | |||
| -н- | ||||||
| -нн- | глагол | Соединительный согласный | Табла кура́ннат — они побежали | |||
| -нан | существит. | У кого? | Арáт невáланан шанд тар орывēшпа. | — Осенью у зайцев новая шерсть растёт | ||
| -нандо | существит. | От кого? | Нева́ лоӷа́нандо кӯнымба. — Заяц от лисы убежал. | |||
| -нанҗ | глагол | Что ты будешь делать? | Тат куття̄т ӄвана́нҗ? — Ты куда пойдёшь? | |||
| -на̄ни̇ | прилагат. | Местоим. | Чей? У кого? | Манна̄ни̇ — мой | Ӄорӷына̄ни̇ тальдь — медвежий хвост (у медведя) | |
| -нд | существит. | Куда? Во что? На что? | Ми то̄нд медымба́выт — Мы к озеру подошли | |||
| -нд- | существит. | Лично-притяжательное склонение | Ӄорӷ одла́ндсэ сырп ора́лбат. | — Медведь своими лапами корову схватил. | ||
| -нди̇ | прилагат. | Что делающий? Какой? | Сӧ̄дэшпынди̇ налӄу́п — швея (шьющая женщина) | О̄ӷылҗэшпынди̇ ӄуп — учитель (учащий человек) | ||
| -нҗ- | глагол | Будущее время | Ка́дыка тӧ̄нҗа, сва̄ нульде́л э̄нҗа. | — Ёлочка придёт, хороший праздник будет. | ||
| -не | ||||||
| -ни̇ | существит. | Кому? К кому? | ӄу́мни̇ — человеку | Таб ара́гани̇ пялдымбат — Она деду помогает | ||
| -нэ- | глагол | Сослагательное наклонение («бы») | Мат тӧ̄нэ — я бы пришёл | Пё̄й пая́ сӯруп мекнэ́т — Каменная баба зверей давала бы всё время. | ||
| -п | существит. | Кого? что? | Мат āчыдеп ӄонҗырна́п — Я оленя вижу. | |||
| -с- | ||||||
| -с | глагол | Прошедшее время | Табла́ нева́п нё̄дыса́дыт — они зайца гнали (нё̄дыгу — гнать) | Ве́рка ӧргумба́, кундок ча̄җыс — Верка заблудилась, долго шла | ||
| -суй | ||||||
| -сэй | прилагат. | Имеющий что? | Орсуй ма́дур — сильный богатырь (ор — сила) | |||
| -сэ | существит. | С кем? с чем? Кем? чем? | Кыба́мыла кат няжырнат тольдисэ́. — Дети зимой катаются на лыжах. | |||
| -т | существит. | Кого? чего? какой? Чей? | Ӄо́рӷыт соӄ — медвежий (медведя) мыс | варӷо́лт анд — лодка начальника | ||
| -т | глагол | Что делай? (просьба) | Ти̇̄ пант — сюда положи | Нап ыг ӣшпет — это не бери | ||
| -тӄо | существит. | Для кого? Для чего? За кем? за чем? По что? О ком? О чём? | ӧ́тӄо — за водой, по воду | по̄тӄо — за дровами, по дрова | чо́быртӄо — за ягодой, по ягоду | пу́нлатӄо — за грибами, по грибы |
| -утты | существит. | По кому? По чему? Вдоль кого? Вдоль чего? | Ӄӧ̄шӄленд онҗ ватто́утты! [ӄо́рӷыни̇] — Иди своей дорогой! [медведю] = по своей дороге | |||
| -ч- | глагол | Будущее время | Мат ӄвӭ̄лп ӄвача́м — я рыбу добуду (ӄватку́ — добыть) | |||
| -чкалаг | ||||||
| -чкалак | ||||||
| -чикак | ||||||
| -чкала̄гык | прилагат. | наречие | Сравнительная степень | пы́ргычкалаг — выше, повыше (пырг — высокий) | сва̄чикак — лучше, лучший (сва̄ӄ — хорошо) | |
| -чы- | ||||||
| -ччы- | глагол | Глагол, образованный от существительного | Ӄвӭ̄лчыгу — рыбачить (ӄвӭ̄л — рыба) | Табе̄ччыгу — белковать (табе́к — белка) | ||
| -шп- | глагол | Несовершенный вид, длящееся действие | Мат кат рису́ишпап — Я зиму рисую | Мат кат рису́ишпызап — Я зиму рисовал | ||
| -штыя | существит. | местоим. | Двойственное число | Табыштыя́ вес амба̄ӷи̇ — Они двое всё съели (таб — он, она). | ||
| -э̄нҗ- | глагол | Будущее время | Кат мяннэ́нҗа, пӧ̄дле кватэ́нҗа. | — Зима пройдёт, потеплеет. | ||
| -э̄шп- | глагол | Настоящее время | Таб та́ыт ӄаптэ́п вадэ̄шпат. | — Она летом смородину собирает. |