Как рождались наши напевы и частушки

Материал из Selkup.fu-lab.ru
Перейти к навигации Перейти к поиску

Обские напевы селькупов Нарымского края, с. 27.
Как рождались наши напевы и частушки

Мы – организаторы и участники селькупских номеров в концертах фестивалях парабельской художественной самодеятельности, готовя наши программы выступлений, записали некоторые селькупские напевы, услышанные в разное время от наших родственников и односельчан из юрт Ласкиных, Мумышевых, сёл Парабели и Каргасок. Вот некоторые из них:
1.

«Кӧрымбыт тӣгэлхуруп туӽе» «Махнула птица крылом»

Наши предки воспринимали себя как часть окружающей их природы, никогда не стремились её преобразовывать, «подогнать» под себя, были благодарны ей за то, что имеют возможность пользоваться её дарами. Они жили в гармонии с природой. Подтверждение тому – напев «Кӧрымбыт ти́гэлхуруп туӽе» – «Махнула птица крылом». В этом напеве звучат слова о любви, в которых отражены простые человеческие чувства.

Кӧрымбат ти́гэлхуруп туӽе, Махнула птица крылом,
Каембат нутпар тарӽе. Покрыла небо пером.
Лыбватпэл петӽе каеллел. От тёмной ноченьки закрой,
Тӧк мека, надрэмбэл ман! Приди ко мне, любимый мой.
Мелебе мат киндел чвэгэл Натяну я тетиву тонкую
Ӱпоҗлебе нӓнэ квап щӱмэл, И пущу вдаль стрелу звонкую.
Тат ҷаҗленд ҷвэгэл ваттоуте, Ты лети кратчайшей из дорог,
Тадлел надэл хиҗеп мадот аконд! Принеси сердце девичье на заветный порог.

2.

«Ӄай, надэк» «Что, девушка…?» (Песня охотниц)

Для селькупов Нарымского края особое значение имел беличий промысел, на который ходили всей семьей. Белке стреляли в глаз, чтобы не испортить шкурку. Роль белки была велика в жизни селькупов, связка из 10 беличьих шкур – харум долгое время являлась меновой единицей.
В шуточной народной песне – «Песне охотниц» (Ӄай, надэк?) поется о том, как девушки зовут подружку на охоту, а она сопротивляется, не хочет идти. Синкопированный ритм в песне придает напеву призывность, энергичность, соответствует активной жизненной позиции селькупских девушек и их юмору.

Ӄай, надэк, тат матӄэт амнанд? Что, девушка, ты дома сидишь?

3.

«Тав кве, тав пи» «Ны берёза, ны осина»

У каждого секлькупа был свой напек (лэрга). Он пел, когда готовился идти на охоту, пел за домашней работой, на отдыхе, пел о небе, реке, звёздах, пел о жизни и каждом своем дне, обо всём, что видел, слышал, мечтал. Например: жил в деревне Новиково Старицинского сельского совета селькуп по имени Ваня, а по прозвищу «Ны», потому что он всегда что-нибудь пел (напев жил в самом его существе), и каждый его напев начинался со слова «ны»:

Тав кве, тав пи Ны берёза, ны осина,
Тавек ҷаҗа ман Маринам. Вот идёт моя Марина».

4.

«Ҷаҗак, ҷаҗак мат…» «Шла я, шла я …»

Частушки – кыбалэрикала стали сочиняться селькупами в начале ХХ в. Каждый селькуп Нарымского края в Парабельском, Колпашевском и Каргасокском районе знал с детства такую частушку:

Ҷаҗак, ҷаҗак мат вечёрканд, Шла я, шла я на вечёрку,
Ҷаҗак мат, чагетымбак. Шла я, торопилася.
Мека кадхат: «Милкам чаӈгва» Мне сказали: «Милки нет»
Чвэссе паральчиӽак. Назад воротилася.

Эту частушку исполняли Иженбин Андрей Илларионович, Панова Светлана Андреевна, Танокин Алексей Тимофеевич и другие селькупы, когда выступали на сцене Ласкинского клуба или позднее в Парабельском Доме культуры, на областном смотре в Томске и региональном фестивале в Новосибирске. Пели также на вечёрках и домашних праздниках. Эту знаменитую частушку слушали в Москве на ВДНХ в 1982 году на смотре художественной самодеятельности северных народов в исполнении селькупки Пырсовой Валентины Ивановны, работницы Каргасокского Стройбанка. Она прозвучала по центральному телевидению в программе «К северу от Томска».
5.

Амба, амба, корол ол, Маменька, косматенька,
Кайко машэк кумэн мешпал? Зачем меня просватала?
Вес надэла лэрэмбадэт, Все девчоночки запели,
А мат пӓлгалк чурэмбак. Я одна заплакала.

Это одна из нескольких частушек, которые знают и поют селькупы всех северных районов Томской области. Известно, что её исполняли на домашних праздниках Мурзина Анна Романовна (д. Ласкино), Пырсова Валентина Ивановна (Каргасок) и другие селькупки.
6. «Я куляю – веселюсь …» – «Я гуляю – веселюсь …»
Ирина Анатольевна Коробейникова рассказывает, что частушку про тятьку «Я куляю – веселюсь …» («Я гуляю – веселюсь, тятьку с мамкой не боюсь. Тятька Сивку продаст – на гулянку деньги даст») пел её отец Мальков Анатолий Петрович перед гостями на домашнем празднике и аккопанировал себе на гармошке. Мог одновременно петь, играть на гармошке и плясать, иногда даже вприсядку. Эта частушка также известна многим селькупам.
Воспитанникам Новосельцевского интерната народов Севера нравилось организовывать концерты. Подготовив номера художественной самодеятельности, они ходили пешком в деревни Кирзавод и Бугры, ездили на лошадях в Караси, Чигару, Ласкино и пели песни и частушки, выступали также в интернате. В летнее время, когда косили сено в Кыбанюре (кыбанӱр – маленький луг), который находится на другой стороне Оби, выступление детей перед колхозниками организовала заведующая клубом Чужина Кристина Фёдоровна. «Артистов» перевезли через реку в Кыбанюр на неводнике (большой лодке). В обеденный перерыв покосники обедали и отдыхали на сене, а ласкинские девчонки и мальчишки выступали перед ними со сценками, песнями, частушками и танцами.
В танце «Светит месяц, светит ясный» участвовали Нина Тагаева, Галина Иженбина и Ирина Малькова, которые представляли Дарью, Марью, Акулину. Танец очень понравился отдыхающим покосникам, они вновь и вновь просили нас станцевать и спеть. Репетировал с нами в клубе по вечерам отец Анатолий Петрович Мальков, он играл на балалайке, которую привезли с собой на Кыбанюр. Полвека прошло с тех пор, как мы выступали с этим танцем. Сейчас, когда встречаемся с бывшими участниками этих концертов не на сцене, а на покосе, вспоминаем, какие цветастые платки, юбки и кофты достали мы для танца из маминого сундука, как репетировали, как выходили несколько раз на «бис» и пытаемся вспомнить слова:
Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна.
Дарья, Марья, Акулина
Танцевать пришли сюда.
Ирина Коробейникова, Вера Тузакова