Как рождались наши напевы и частушки
Обские напевы селькупов Нарымского края, с. 27.
Как рождались наши напевы и частушки
Мы – организаторы и участники селькупских номеров в концертах фестивалях парабельской художественной самодеятельности, готовя наши программы выступлений, записали некоторые селькупские напевы, услышанные в разное время от наших родственников и односельчан из юрт Ласкиных, Мумышевых, сёл Парабели и Каргасок. Вот некоторые из них:
1.
«Кӧрымбыт тӣгэлхуруп туӽе» | «Махнула птица крылом» |
Наши предки воспринимали себя как часть окружающей их природы, никогда не стремились её преобразовывать, «подогнать» под себя, были благодарны ей за то, что имеют возможность пользоваться её дарами. Они жили в гармонии с природой. Подтверждение тому – напев «Кӧрымбыт ти́гэлхуруп туӽе» – «Махнула птица крылом». В этом напеве звучат слова о любви, в которых отражены простые человеческие чувства.
Кӧрымбат ти́гэлхуруп туӽе, | Махнула птица крылом, |
Каембат нутпар тарӽе. | Покрыла небо пером. |
Лыбватпэл петӽе каеллел. | От тёмной ноченьки закрой, |
Тӧк мека, надрэмбэл ман! | Приди ко мне, любимый мой. |
Мелебе мат киндел чвэгэл | Натяну я тетиву тонкую |
Ӱпоҗлебе нӓнэ квап щӱмэл, | И пущу вдаль стрелу звонкую. |
Тат ҷаҗленд ҷвэгэл ваттоуте, | Ты лети кратчайшей из дорог, |
Тадлел надэл хиҗеп мадот аконд! | Принеси сердце девичье на заветный порог. |
2.
«Ӄай, надэк» | «Что, девушка…?» (Песня охотниц) |
Для селькупов Нарымского края особое значение имел беличий промысел, на который ходили всей семьей. Белке стреляли в глаз, чтобы не испортить шкурку. Роль белки была велика в жизни
селькупов, связка из 10 беличьих шкур – харум долгое время являлась меновой единицей.
В шуточной народной песне – «Песне охотниц» (Ӄай, надэк?) поется о том, как девушки зовут подружку на охоту, а она сопротивляется, не хочет идти. Синкопированный ритм в песне придает напеву призывность, энергичность, соответствует активной жизненной позиции селькупских девушек и их юмору.
Ӄай, надэк, тат матӄэт амнанд? | Что, девушка, ты дома сидишь? |
3.
«Тав кве, тав пи» | «Ны берёза, ны осина» |
У каждого секлькупа был свой напек (лэрга). Он пел, когда готовился идти на охоту, пел за домашней работой, на отдыхе, пел о небе, реке, звёздах, пел о жизни и каждом своем дне, обо всём, что видел, слышал, мечтал. Например: жил в деревне Новиково Старицинского сельского совета селькуп по имени Ваня, а по прозвищу «Ны», потому что он всегда что-нибудь пел (напев жил в самом его существе), и каждый его напев начинался со слова «ны»:
Тав кве, тав пи | Ны берёза, ны осина, |
Тавек ҷаҗа ман Маринам. | Вот идёт моя Марина». |
4.
«Ҷаҗак, ҷаҗак мат…» | «Шла я, шла я …» |
Частушки – кыбалэрикала стали сочиняться селькупами в начале ХХ в. Каждый селькуп Нарымского края в Парабельском, Колпашевском и Каргасокском районе знал с детства такую частушку:
Ҷаҗак, ҷаҗак мат вечёрканд, | Шла я, шла я на вечёрку, |
Ҷаҗак мат, чагетымбак. | Шла я, торопилася. |
Мека кадхат: «Милкам чаӈгва» | Мне сказали: «Милки нет» |
Чвэссе паральчиӽак. | Назад воротилася. |
Эту частушку исполняли Иженбин Андрей Илларионович, Панова Светлана Андреевна, Танокин Алексей Тимофеевич и другие селькупы, когда выступали на сцене Ласкинского клуба или позднее в Парабельском Доме культуры, на областном смотре в Томске и региональном фестивале в Новосибирске. Пели также на вечёрках и домашних праздниках. Эту знаменитую частушку слушали в Москве на ВДНХ в 1982 году на смотре художественной самодеятельности северных народов в исполнении селькупки Пырсовой Валентины Ивановны, работницы Каргасокского Стройбанка. Она прозвучала по центральному телевидению в программе «К северу от Томска».
5.
Амба, амба, корол ол, | Маменька, косматенька, |
Кайко машэк кумэн мешпал? | Зачем меня просватала? |
Вес надэла лэрэмбадэт, | Все девчоночки запели, |
А мат пӓлгалк чурэмбак. | Я одна заплакала. |
Это одна из нескольких частушек, которые знают и поют селькупы всех северных районов Томской области. Известно, что её исполняли на домашних праздниках Мурзина Анна Романовна (д. Ласкино), Пырсова Валентина Ивановна (Каргасок) и другие селькупки.
6. «Я куляю – веселюсь …» – «Я гуляю – веселюсь …»
Ирина Анатольевна Коробейникова рассказывает, что частушку про тятьку «Я куляю – веселюсь …» («Я гуляю – веселюсь, тятьку с мамкой не боюсь. Тятька Сивку продаст – на гулянку деньги даст») пел её отец Мальков Анатолий Петрович перед гостями на домашнем празднике и аккопанировал себе на гармошке. Мог одновременно петь, играть на гармошке и плясать, иногда даже вприсядку. Эта частушка также известна многим селькупам.
Воспитанникам Новосельцевского интерната народов Севера нравилось организовывать концерты. Подготовив номера художественной самодеятельности, они ходили пешком в деревни Кирзавод и Бугры, ездили на лошадях в Караси, Чигару, Ласкино и пели песни и частушки, выступали также в интернате. В летнее время, когда косили сено в Кыбанюре (кыбанӱр – маленький луг), который находится на другой стороне Оби, выступление детей перед колхозниками организовала заведующая клубом Чужина Кристина Фёдоровна. «Артистов» перевезли через реку в Кыбанюр на неводнике (большой лодке). В обеденный перерыв покосники обедали и отдыхали на сене, а ласкинские девчонки и мальчишки выступали перед ними со сценками, песнями, частушками и танцами.
В танце «Светит месяц, светит ясный» участвовали Нина Тагаева, Галина Иженбина и Ирина Малькова, которые представляли Дарью, Марью, Акулину. Танец очень понравился отдыхающим покосникам, они вновь и вновь просили нас станцевать и спеть. Репетировал с нами в клубе по вечерам отец Анатолий Петрович Мальков, он играл на балалайке, которую привезли с собой на Кыбанюр. Полвека прошло с тех пор, как мы выступали с этим танцем. Сейчас, когда встречаемся с бывшими участниками этих концертов не на сцене, а на покосе, вспоминаем, какие цветастые платки, юбки и кофты достали мы для танца из маминого сундука, как репетировали, как выходили несколько раз на «бис» и пытаемся вспомнить слова:
Светит месяц, светит ясный,
Светит полная луна.
Дарья, Марья, Акулина
Танцевать пришли сюда.
Ирина Коробейникова, Вера Тузакова